«После такого семинара теории больше не забудешь»

23 декабря 2015 г. на отделении социологии ЭФ прошло открытое занятие по «Истории социологии» (3 курс, преподаватель Ирина Чудова). Цель занятия состояла в составлении визуальных схем классических теорий социологии: разбившись на две подгруппы, студенты в процессе коллективного обсуждения проектировали варианты изображения идей и понятий Эмиля Дюркгейма и Макса Вебера. Необходимо было визуализовать основные идеи и понятия одной из теорий; студентам рекомендовалось самостоятельно выбрать визуальную метафору, с помощью выражались основные теоретические идеи (например, метафора космоса, новогодней елки, города и т.д.).

На фоне стандартных форма ведения семинаров по «Истории социологии», на которых проводится обсуждение вопросов теории социологии в рамках заранее определенного перечня вопросов, данное занятие было отмечено студентами как необычное и запоминающееся:

«Формат… приятно необычный, где то, о чём так серьезно обсуждается на лекциях и еще серьезнее на семинарах, можно выразить творчески, с громкими обсуждениями, мозговым штурмом и фломастерами»

«Вносит краски в рутинный учебный процесс»

В отзывах о проведенном занятии студенты отметили продуктивность командной работы, когда решения генерируются и принимаются сообща:

«Было интересно работать в команде, каждый выдавал разные идеи, и в итоге это вылилось в нечто интересное»

«Сначала было не понятно, с чего начать, но поскольку задание было командное, тут же посыпались идеи, как можно теорию объяснить образом. Так, совместными усилиями родилась идея, которую впоследствии обсуждений и доработок вполне удачно удалось представить и объяснить, почему именно так, а не по-другому. Мне очень понравилось такое задание в том плане, что и воображение, и знание, и творческие навыки, а также командный дух сыграли на одну цель. И получилось очень здорово! Мы даже запечатлели полученное творение (получившуюся схему) и остались им очень довольны»

Гости занятия могли наблюдать презентацию получившихся проектов, задавать вопросы и предлагать доработку. Преподаватели кафедры отметили значительную вовлеченность студентов, возможности и риски данной формы занятий. Риски, в частности, состоят в сложности выбора продуктивной метафоры при построении схемы – в некоторых случаях метафора способна сдерживать размышления о связи понятий или видоизменять эти связи, задавать рамки и границы, которых нет в исходных теоретических конструкциях. Однако критическое обсуждение проекта в процессе презентации помогает обнаружить пробелы и скорректировать их, ценные советы дают не только гости, но и сами участники занятия.

«После критики удалось не просто усовершенствовать схему, но само понимание изучаемой теории, а метафора это понимание подкрепила. Задумка классная!»

Подобное задание студенты выполняют дважды по ходу курса «История социологии»: в первом семестре сравнение классиков позволяет понять нюансы двух классических традиций мысли в социологии, во втором семестре открыть для себя разницу «количественной» и «качественной» социологических парадигм.

«Это занятие стало познавательным, благодаря ему теории становились более структурированы и понятны. А главное – после такого семинара их больше не забудешь»