Проекты школы «Инжевика» — аквалангист, канат, хомяк

Летняя школа инженерных проектов «Инжевика», организованная группой довузовской подготовки факультета информационных технологий (ФИТ) НГУ совместно с партнерами, прошла с 21 по 25 августа 2016 года в детском лагере «Юбилейный» в Бердске. Школа завершилась показом техно-кино на первом кинофестивале «Белый круг» и ярмаркой проектов под открытым небом, в которой участвовали «аквалангист», хомяк и спортсмены, перетягивающие канат с помощью стабильности сердечных сокращений. Восемьдесят участников школы в составе одиннадцати команд продемонстрировали, чему научились за три с половиной дня в программировании, биоинформатике, биоуправлении, автоматизации научных исследований в биологии, инженерии и робототехнике.

Летняя школа проводилась при поддержке компаний Intel, Polymedia, Lego-Еducation, EMC2 в рамках создания в Новосибирском государственном университете научно-технической проектной лаборатории «Инжевика», которая рассчитана на школьников старших классов и студентов, интересующихся информационными технологиями, биологией, физикой, робототехникой и инженерным конструированием.

Особенностью формата школы «Инжевика» стала не только необходимость создания инженерных и IT-проектов за три дня, но и подготовка коротких «техно-фильмов», через которые участники свои работы презентуют. Поэтому завершающий день был разделён на две смысловые части — фестиваль техно-кино «Белый круг» и ярмарка проектов. Роль трейлеров, показанных на фестивале, заключалась в том, чтобы заинтриговать экспертов и «приоткрыть завесу» над подготовленными проектами. Руководителями групп выступили студенты и аспиранты НГУ.

В жюри фестиваля и ярмарки вошли эксперты (они же — научные руководители представленных проектов) — специалисты из НГУ, институтов СО РАН, Сибирского отделения медицинских наук, компаний-резидентов Технопарка, Института повышения квалификации и переподготовки работников образования.

Университет представили следующие эксперты — доцент ФИТ НГУ Владимир Зюбин, заведующий кафедрой физики сплошных сред, профессор ФФ НГУ Евгений Пальчиков, профессор кафедры общей информатики ФИТ НГУ Александр Савостьянов, руководитель группы довузовской подготовки ФИТ НГУ Галина Куклина. Экспертами проектов по направлениям биоинформатики, биоуправления, программирования и автоматизации научных исследований стали Ольга Джафарова и Анатолий Соколов (НИИМБиБ СО РАМН), Александр Лашин, Федор Казанцев (ИЦиГ СО РАН, м.н.с. лаборатории компьютерной транскриптомики и эволюционной биоинформатики НГУ ), специалист по системам автоматизации проектных работ Илья Личман («Ледас»), Евгений Новиков (ИСиЭЖ СО РАН).

Трейлеры к фильмам в стиле техно показывали одиннадцать команд: «Аквалангисты», «Сканнер-силуэт», «Генные сети», «Канат», Polymedia, Lego, «Умная лаборатория», «Зажигающий огни», «Марсоход», «Манипулятор», «Компьютерное зрение». Каждой команде эксперты могли задать только один вопрос.

Как отметили эксперты, участники школы подошли к съемкам фильмов с большой долей креативности, некоторые ролики оказались даже слишком загадочными. По итогу обсуждений каждому фильму была присуждена своя номинация.

По словам Галины Куклиной, проведение Летней школы для группы довузовской подготовки — это своеобразный «стартап», организованный перед запуском лаборатории «Инжевика»:

— У нас есть пятилетний опыт проведения естественнонаучной школы для учеников 5–8 классов, а этот проект — для старшеклассников и студентов, это — глубокие знания и серьезные технологии. Мы будем проводить регулярные занятия для способных и заинтересованных школьников из Новосибирска, Бердска, Кольцова. Создание лаборатории подразумевает то, что мы имеем базу, экспертный и преподавательский состав и сможем привлекать абитуриентов в университет силами студентов.

На ярмарке эксперты смогли не только увидеть, но и протестировать проекты, подготовленные школьниками.

Проект «Канат» — система перетягивания каната с помощью стабильности пульса.

«Умная лаборатория» (получившая награду в номинации «За человечность») — система наблюдения за жизненным циклом хомяка (который не пострадал, а только устал).

Команда Lego обучала робота наводить порядок — собирать распределять кубики по углам поля в соответствии с цветами.

«Аквалангист» должен добраться до дна, и чем ниже пульс у него, тем быстрее он это сделает.

В качестве обучающего материала для «компьютерного зрения» были выбраны листья растений.

Участники проекта Polymedia исследовали свойства различных материалов в условиях «автомобильной аварии». Этот проект был особо отмечен Евгением Пальчиковым.

Анастасия Аникина