Россияне стали экономить на рыбе и бережнее относиться к автомобилям

Жители России в первой половине 2015 года сократили расходы на одежду и ряд наименований продуктов питания, а также стали бережнее эксплуатировать автомобили, рассказала заведующая кафедрой общей социологии экономического факультета НГУ Татьяна Черкашина.

По словам Татьяны Черкашиной, снижение доходов населения в условиях кризиса привело к сокращению потребительских расходов, и кризисные потребительские реакции выделяются в отношении разных товарных групп:

— Самая распространенная кризисная реакция населения — сокращение расходов и покупок в натуральном выражении. Это касается продуктов питания и одежды. Из продуктов россияне больше всего стали экономить на рыбе и морепродуктах, несколько меньше — на молочной продукции, овощах, фруктах, сигаретах, напитках, в том числе алкоголе.

Следующая стратегия потребительской экономии характеризуется потреблением более дешевых аналогов:

— Например, в сегменте мясных продуктов акцент потребителя сместился с говядины на курицу и свинину. Также жители России стали выбирать более дешевые, по сравнению с импортными, отечественные весовые сыры. Эта же стратегия касается и выбора кормов для домашних питомцев: объемы приобретаемых кормов не изменились, но покупать стали более дешевую продукцию, — поясняет заведующая кафедрой общей социологии.

Примечательно, что на фоне сокращения продаж автомобилей потребление расходных материалов для личного транспорта по некоторым позициям растет. Это, по словам Татьяны Черкашиной, связано с тем, что далеко не радужные перспективы замены имеющейся машины на новую заставляют автовладельцев выбирать стратегию бережной эксплуатации.

Самая «драматичная» ситуация наблюдается на рынке бытовой техники: текущий потребительский спрос оказался «в провале» между реализованным прошлым и отложенным будущим спросом.

— В целом больше всего домохозяйств экономит на продуктах питания, так как именно эта товарная группа самая массовая. Но эта экономия осуществляется, скорее, в формате рационализации потребления как с точки зрения соотношения цены и качества приобретаемых товаров, так и объемов — люди перестали покупать лишнее, — резюмирует Татьяна Черкашина.