«САЕ должны превратиться в самоподдерживающиеся структуры»

Новосибирский государственный университет сформировал семь стратегических академических единиц (САЕ). Планируется, что в работе научно-образовательных консорциумов будут задействованы до 30% сотрудников университета и до 40% студентов. В рамках проекта по повышению международной конкурентоспособности НГУ были созданы следующие стратегические академические единицы: «Новая физика», «Нелинейная фотоника и квантовые технологии», «Низкоразмерные гибридные материалы», «Синтетическая биология», «Геологические и геофизические исследования в Арктике», «Нейронауки в трансляционной медицине» и «Информационные и гуманитарные технологии представления знаний в образовательных системах». На развитие НГУ в 2016 году из федерального бюджета выделено 900 млн рублей. О новых научно-образовательных консорциумах НГУ рассказывают исполнительный руководитель САЕ «Нелинейная фотоника и квантовые технологии» Илья Бетеров, директор Института медицины и психологии НГУ Андрей Покровский, научный руководитель САЕ «Синтетическая биология» Дмитрий Жарков и проректор по программам развития НГУ Алексей Окунев. Программа повышения международной конкурентоспособности НГУ (Проект 5–100) реализуется с 2013 года. В 2014–2015 году были достигнуты высокие показатели: в НГУ привлечено порядка 140 ведущих научных специалистов, создано более 70 лабораторий, запущено 15 англоязычных магистерских программ, количество иностранных студентов достигло 10% (преподавателей — 5%). В 2015 году НГУ занял 317 место в рейтинге QS и вошел в топ-100 лучших университетов мира по физике по версии рейтинговых агентств QS и THE. По словам Ильи Бетерова, на данный момент одна из главных задач университета в работе по Проекту 5–100 — повышение качества научных исследований. Ведущие коллективы институтов Академгородка так или иначе взаимодействуют с НГУ, и университету необходимо привлекать молодых специалистов. Для этого университет развивает самые актуальные научные направления, в которых могут начинать работу студенты. САЕ — по сути, центры интеграции, в которых будет происходить сотрудничество университета с научными партнерами в Новосибирске и за его пределами. Создание САЕ также стало логическим продолжением модификации структуры НГУ. В 2014 году лаборатории НГУ присоединились к факультетам, в 2015 году произошло объединение факультетов в институты, сейчас создаются стратегические единицы, которые к 2020 году будут преобразованы в центры, обладающие собственной материальной базой, кадровым составом, внешними источниками финансирования. — САЕ должны превратиться в самоподдерживающиеся структуры и остаться и после того, как программа по повышению международной конкурентоспособности закончится — они должны быть «точкой сборки» для людей, которые работают в Академгородке и хотят участвовать в крупных проектах, которые нельзя реализовать силами одного академического института, — подчеркивает Илья Бетеров. Структурные академические единицы формируются как раз в соответствии с актуальными научными направлениями. Так, задачи САЕ «Новая физика» — исследования в области астрофизики и создание детекторов для поиска темной материи совместно с Институтом ядерной физики СО РАН. Специалисты центра «Нелинейная фотоника и квантовые технологии» занимаются современными оптическими технологиями и использованием свойств квантовых объектов для разработки новых приложений для модернизации электроники. — Мы сосредоточены в области нелинейных эффектов в оптическом волокне, которые позволят создать телекоммуникационные линии с высокой пропускной способностью, квантовых коммуникациях, криптографии и вычислениях, в создании оптоволоконных лазеров, — говорит Илья Бетеров. Основные направления «Нейронауки в трансляционной медицине» — нейрофизиология и нейропсихология, молекулярно-генетические методы диагностики и дизайн новых соединений для лечения заболеваний нервной системы. Формирование стратегической единицы позволит Институту медицины и психологии НГУ более тесно работать с профильными институтами Академгородка. По словам Андрея Покровского, актуальность исследований в области нейронаук обусловлена, в частности, ростом числа заболеваний: — Количество патологий со стороны нервной системы в последние годы возрастает за счет того, что резко повышается объем эмоциональных компонентов, информации, увеличивается возраст населения. Если в середине 1980-х половина всех исследований по медицине была связана с ВИЧ, то можно предположить, что через несколько лет половина исследований будет посвящена нейронаукам. Такое направление, как дизайн новых соединений для лечения заболеваний нервной системы, будет заниматься исследованием болезней Альцгеймера и Паркинсона, получивших широкое распространение из-за роста продолжительности жизни. В основе научной базы САЕ «Синтетическая биология» — исследования в областях стволовых клеток и репарации ДНК. Как отмечает Дмитрий Жарков, центральной темой «Синтетической биологии» станет создание новых средств для геномного редактирования и их применение для изменения клеток человека: — В перспективе самой скорой разработкой станет создание моделей наследственных заболеваний — нейродегенеративных, сердечнососудистых и других. Мы будем использовать измененные клетки для поиска новых лекарств. Также САЕ планирует заниматься биотехнологиями, связанными, в том числе с получением продуктов питания (в состав единицы входит Центр продовольственной безопасности НГУ), биоаналитикой (методами медицинских анализов), биоинформатикой. Студенты НГУ будут вовлечены в САЕ непосредственно через образовательный процесс. Планируется, что в работу включатся до 40% студентов. Алексей Окунев поясняет, что такая стратегия согласуется с концепцией образования, которое дает НГУ: — САЕ — это временный трудовой коллектив, который включает в себя структурные подразделения НГУ, лаборатории, кафедры, центры, объединенные задачей по развитию приоритетных направлений. Структуры будут решать прикладные задачи, студенты будут вовлекаться в реальные проекты, получая образование, ведь НГУ готовит выпускников, которые обладают передовыми знаниями в своей области, способны учиться всю жизнь и могут быть на шаг впереди.