САЕ НГУ в номере «Наука из первых рук»

Вышел очередной номер журнала «Наука из первых рук». Ряд статей посвящен работам, которые ведутся в рамках Стратегических академических единиц Новосибирского госуниверситета. Тема номера — «Грани науки будущего».

«На страницах нового выпуска журнала вы встретите немало примеров мультидисциплинарных работ научных коллективов в рамках Стратегических академических единиц Новосибирского госуниверситета (САЕ), которые принимали участие в программе интеграционных проектов СО РАН, что говорит о преемственности между интеграционными проектами СО РАН и САЕ НГУ», — говорится в колонке главного редактора журнала, академика Добрецова.

«Но есть и совершенно новые направления исследований, и новые участники. Например, в одной из САЕ НГУ «Новая физика» есть направление, посвященное поискам и исследованиям темной материи. Исходя из гипотезы, что до сих пор неуловимые частицы темной материи лишь в 2–10 раз массивнее протона, участники этого проекта разработали детектор, где в качестве рабочего тела используется благородный газ аргон. Сейчас исследователи ищут наиболее оптимальные инженерные решения, чтобы максимально улучшить чувствительность и надежность установки. Заведующий лабораторией космологии и элементарных частиц НГУ, д. ф.-м. н. Александр Долгов ответил на вопросы журнала «НАУКА из первых рук» о том, какой станет астрофизика после открытия гравитационных волн и сможет ли человечество найти практическое приложение черным дырам».

Участники проекта САЕ НГУ «Геологические исследования в Арктике и глобальные приоритеты» рассказали на страницах журнала о подготовке будущих арктических геологов, которых учат не только в университетских аудиториях, но и в полярном учебно-научном центре «Остров Самойловский» в устье р. Лена. Кроме того, в статье «Фундаментальная наука на защите геополитических интересов в Арктике» рассматривается вопрос сегодняшних притязаний России на новые арктические территории.

«Результаты исследований по геномному редактированию, которые ведутся в рамках САЕ «Синтетическая биология», могут стать основой новых технологий, с помощью которых можно изменить наследственную информацию практически любого организма. Это позволит в обозримом будущем создать новые линии генно-модифицированных клеток для фармакологических исследований по поиску лекарств против таких заболеваний, как грипп, болезнь Паркинсона или рак молочной железы», — говорится в номере о статье Дмитрия Жаркова «В равноправном партнерстве с природой».

Также в рамках САЕ НГУ «Синтетическая биология» в журнале есть статья Анастасии Бакулиной «Архитекторы молекул».

Пространственная модель белкового комплекса, построенная по просьбе молекулярных биологов-экспериментаторовПространственная модель белкового комплекса, построенная по просьбе молекулярных биологов-экспериментаторов

«И, конечно, невозможно было не написать о проекте, выросшем из созданного в ИЯФ СО РАН уникального компактного ускорительного источника нейтронов для бор-нейтронозахватной терапии рака. Эта перспективная методика лечения агрессивных раковых опухолей, таких как глиобластома головного мозга, до сих пор оставалась, по сути, экспериментальной. Важнейшим шагом станет создание ускорителя на базе учебно-исследовательской клиники Новосибирского университета, с помощью которого можно будет уже в ближайшие годы лечить пациентов», — пишет «Наука из первых рук».

Принцип воздействия на раковые клетки методом бор-нейтроно­захватной терапииПринцип воздействия на раковые клетки методом бор-нейтроно­захватной терапии

Кроме того, в номере есть статья Александра Савостьянова «Депрессия на острие науки». Работа проводится с участием сотрудников лаборатории биологических маркеров социального поведения человека НГУ, организованной в рамках САЕ НГУ «Нейронауки в трансляционной медицине». Большой междисциплинарный проект «Склонность к депрессии и функциональная организация осцилляторных сетей мозга», проходящий при финансовой поддержке РНФ, объединил ученых из разных областей науки – медиков, нейрофизиологов, генетиков, психологов, психолингвистов и многих других, чтобы понять истоки и определить факторы риска социально значимых психических заболеваний, таких как тревожно-депрессивные нарушения, депрессия, аутизм и т.д.

Фото «Наука из первых рук»