Самые перспективные области науки 2015 года

Наука – это движущаяся мишень. В дополнение к взгляду на достижения минувшего года наши специалисты по прорывным исследованиям проработали несколько предположений о тех разработках, которые приведут к большим новостям уже в течение нескольких ближайших месяцев.

Арктические льды

Повышение среднегодовой температуры в мире подогревает и процессы исследований о последствиях сокращения арктических льдов. Уже известно о том, что уменьшение количества океанских льдов усиливает потепление, так как открытый океан поглощает больше энергии от солнца, чем покрытый льдом. Но какое влияние потепление в Арктике оказывает на погоду в местности, которая располагается в низких широтах, и является ли это причиной некоторых экстремальных погодных условий последнего десятилетия, от Азиатских муссонов до Европейских зим – по-прежнему горячо обсуждается. Выявление отдаленных связей в рамках сложной динамики циркуляции атмосферы – не простая задача. В этом году ученые предложили несколько моделей, чтобы проследить, в том числе и широкомасштабные волны Россби и полярное реактивное течение. Ожидается, что в 2015 году будет установлено, какое влияние Арктика оказывает на погоду в тысячах миль к югу.

Столкновение солнечной системы

2014 год стал годом прибытия кометы. А 2015 может стать годом карликовой планеты. В марте космический аппарат Национального Агентства Аэрокосмических исследований США (NASA) «Рассвет» («Dawn») приблизится к Церере, самому большому объекту в поясе астероидов внутри Солнечной системы, содержащему к тому же удивительно огромное количество льда. Четыре месяца спустя, в июле, космический аппарат NASA «Новые горизонты» («New Horizons») пролетит мимо Плутона для короткой, но важной встречи. Два ледяных тела – как два близнеца. В 2006 году Международный астрономический союз повысил статус Цереры от астероида до карликовой планеты, а Плутон был понижен до статуса карликовой планеты. Некоторые ученые предполагают, что оба объекта были образованы, когда ледяные мелкие частицы слиплись друг с другом во внешних пределах Солнечной системы, затем они попали в совершенно разные места, возможно,их отбросило туда гравитационным действием перемещающегося Юпитера. Двум миссиям предстоит долгий путь к прояснению истинного происхождения этих небесных тел.

Перезапуск БАК

Следующей весной Большой адронный коллайдер (БАК) в ЦЕРНе, Европейской Лаборатории Физики Элементарных Частиц, находящейся около Женевы на границе Швейцарии и Франции, снова заработает после двух лет ремонта и реконструкций. В июле 2012 в результате исследований на БАК был обнаружен бозон Хиггса, последний кусочек в стандартной модели известных элементарных частиц. Но некоторые исследователи говорят, что если основанная на экспериментах на ускорителе физика элементарных частиц является путем в будущее, то огромные установки должны обнаружить что-то большее, чем проверенную и надежную стандартную модель. Теперь БАК вернулся для запуска на высоких энергиях, в два раза выше, чем при первом запуске. Посмотрим, достигнет ли БАК, наконец, запланированной энергии в следующие несколько лет, и приведет ли это к открытиям новых тайн, которые подкрепят эту область исследований.

Совмещенная иммунотерапия

Иммунотерапия рака, научный прорыв 2013 года, продолжает свое развитие пока клинические исследования копят доказательства того, что иммунная система может быть могучим союзником в борьбе против рака. Большое внимание сейчас уделяется смешиванию и соединению лечений: сопряжение двух видов иммунотерапии, например, или иммунная стратегия вместе с лекарствами направленного действия, радиацией или химиотерапией. Проводятся десятки клинических исследований – ранжирующихся от 1 фазы исследования лечения меланомы, которое совмещает недавно одобренный иммунотерапевтический препарат с другим лечением, которое замедляет рост кровеносных сосудов внутри опухоли, до 3 фазы, в рамках которой проверяется может ли Ипилимумаб и химиотерапия в комплексе превзойти лечение рака легких только химиотерапией. Результаты могли бы упростить онкологам более точное назначение лечения. Но потенциальная токсичность новых стратегий лечения остается проблемой.

Оригинальная статья