Сложные случаи - это большое удовольствие

Любовь Шрайбман – выпускница первого набора МедФ, ставшего к тому моменту самостоятельным факультетом. Сегодня она - врач-рентгенолог, младший научный сотрудник, работает в Международном томографическом центре. Ее история поступления и учебы на МедФ оказалась долгой и непростой, но рассказывает она ее легко и с юмором. Это хороший пример, как стоит добиваться профессии своей мечты и не отчаиваться, если что-то не получается с первого раза: это не значит, что это не твое.

С самого начала: поступление

Я с самого детства знала, что хочу стать врачом. Когда заканчивала школу, узнала, что в НГУ существует медико-биологическое отделение на ФЕН и решила поступать. Не поступила. После этого год готовилась дома, сделала себе расписание занятий с девяти утра до пяти вечера по биологии, химии и другим предметам. В следующем году хорошо сдала экзамены, и меня зачислили на первый курс. Но я вылетела в первую же сессию, потому что не смогла разобраться с мат.анализом. И пошла работать, а чуть позже узнала, что в НГУ открывается медицинский факультет, где наконец-то выдают диплом по специальности «лечебное дело». И с третьей попытки все получилось.

В первый год после школы я, не поступив в НГУ, пыталась пройти в НГМУ. Я хотела стать врачом и у меня было два пути: либо сюда, либо в НГМУ. Туда тоже не хватило знаний, но и особого желания учиться там не было. Все-таки, влюблена я была в НГУ, в Академгородок.

О любви

Откуда такое стремление попасть в НГУ? Во-первых, я здесь живу и много общалась с выпускниками и со студентами университета, поэтому хорошо понимала, что за образованием нужно идти сюда. Во-вторых, НГУ- самый престижный вуз Новосибирска, а как видно из моей истории, амбиций у меня было достаточно, чтобы преодолеть себя и добиться все-таки поступления, выучиться, да так, что средний бал оценок у меня 4,8 баллов и все гос.экзамены сданы на «отлично».

Обучение

Самые сложные – это первые курсы, когда мы работали буквально всегда: не только на лекциях и на семинарах, но и по воскресеньям постоянно были какие-нибудь коллоквиумы, дополнительные занятия, так что свободного времени не было вообще. Знакомые с других факультетов говорили, что у них можно сесть перед сессией с книжками, все выучить и сдать. На МедФ это невозможно: если ты в семестре ленился, то в сессию вылетишь. У нас очень много людей отчислялось каждый семестр вплоть до 4 курса, потому что не выдерживали нагрузки. Учиться тяжело, но это очень дисциплинирует и подготавливает потом к работе врача.

Если ты хочешь стать врачом, учиться придется постоянно. Какого угодно хорошего доктора спросите, и он это подтвердит. Я получила диплом, закончила интернатуру, и почти каждую свою смену я все равно обращаюсь к учебникам. Регулярно езжу за границу на обучающие семинары - это повышение квалификации, но по какой-то определенной тематике. За время обучения на МедФ я привыкла постоянно быть в тонусе, постоянно учиться и мне это помогает в работе. Каждый день я обязательно что-то новое медицинское читаю: новые статьи, книги.

Преподаватели

Думаю, главное, чему научили преподаватели на МедФ – это видеть ресурсы, которые у тебя есть для лечения человека, суметь найти нужные элементы, даже если что-то именно сейчас забыл. Бывало, что на экзамене растеряешься, и не помнишь, какое лечение нужно назначить по этому заболеванию. А преподаватели говорили: «Вы знаете как развивается и проявляется эта болезнь, всю связанную с ней патологию. Исходя из этого, вы можете сказать, какими группами препаратов это лечить». И сразу становилось понятно, что же отвечать.

К нам, студентам, было очень уважительное отношение. Я до сих пор всегда, когда встречаюсь с преподавателями, испытываю очень теплые чувства. Они часто нам говорили: обращайтесь в любое время дня и ночи со своими проблемами, с проблемами своих родственников. И ощущение этой поддержки очень сильно помогало во время обучения.

Сейчас, когда я сама работаю с молодыми докторами, стараюсь быть такой же, как мои наставники, поддерживать тех, кто рядом. И каждый раз, когда я не знаю какой диагноз поставить, я вспоминаю про ресурсы: какие у меня есть инструменты, чтобы помочь человеку.

Но иногда нужно было доказывать и себе и преподавателям, что ты все-таки правильно выбрал профессию. Нужно уметь бороться. Одному моему сокурснику было сказано: «Вы никогда не станете хорошим неврологом». А теперь это один из лучших неврологов в больнице скорой помощи. Он смог преодолеть себя, доказать и себе и окружающим, что они ошибались, и он стал хорошим специалистом. Зачем математика медику

Не ожидала, но математика очень пригодилась в работе, точнее медицинская статистика, биометрия. Если бы нам ее не преподавали, я не знаю, как сейчас бы справлялась со своими статистическими выкладками в диссертации. Думаю, что мне приходилось бы кого-то приглашать, чтобы помочь обработать данные. Очень рада, что своих знаний достаточно.

Постоянно пригождается умение работать с литературой. Большинство литературы, особенно современных статей, написано на английском языке. По некоторым разделам сегодняшней медицины просто нет книг на русском языке. Например, на русском есть чудесная книжка по нейрорадиологии, но по брюшной полости или малому тазу уже надо переводить. Поэтому без знания иностранного языка и не выучиться, и не стать хорошим врачом. Если честно, я и не знаю, как сегодня можно не знать английского. Надо быть готовым развиваться и ездить на зарубежные конгрессы и конференции. И еще: университет научил думать. Так что девиз НГУ «мы не сделаем вас умнее, мы научим вас думать» действительно работает.

Интернатура

Постдипломное образование я получила в областной больнице. С одной стороны, конечно, хотелось бы полностью доучиться на МедФ НГУ (но лицензии на постдипломное в то время еще не было на факультете), с другой, - это тоже был интересный опыт, познакомилась с другими клиническими базами.

Конечно, в НГУ ты привык к одним отношениям, а здесь было иначе. Это сейчас у выпускников МедФ хорошая репутация, а тогда мы, первый выпуск, слышали: «Чему вы могли там научиться? Вы же ничего не знаете». Но в течение года так или иначе отношение изменилось. Весь наш выпуск пошел в интернатуру не при НГУ, и везде нас очень скоро начинали ценить. Было заметно, что мы знаем материал несколько больше и глубже, чем его обычно дают в медуниверситетах. И своих знаний хватало более чем. А если нужны были дополнительные, мы знали к какой литературе или специалистам обратиться. Мы умеем находить нужную нам информацию.

Сегодня

В томографический центр я пришла в 2007 году, на пятом курсе, писать диплом. Изначально хотела писать его по другой теме и в другом месте, но познакомившись с Андреем Александровием Тулуповым, я заразилась его увлеченность лучевой диагностикой. Так, все еще не отказываясь от изначально выбранной темы диплома, я поняла, что хочу остаться и попробовать. А через полгода меня и Андрея Александровича пригласили в Москву и вручили приз за лучшую научную работу в лучевой диагностике. Я, студентка 5-го курса, была в исследовании, которое получило признание на российском уровне. Так и определилась с темой своего диплома. Сейчас это работа выросла до кандидатской диссертации.

Медицина – это очень тяжело и очень интересно. Бывает очень-очень тяжело, но тем интереснее. Бывают смены, когда все здоровые приходят, тогда ты рад за людей, писать всем одинаковые заключения не так увлекательно. И нет удовлетворения от такой работы. Вроде, вот все сделала правильно. Куда большее удовольствие от работы я получаю, когда приходится разбираться со сложным случаем. Ты можешь на это потратить на него массу времени, напишешь заключение на несколько страниц. Чем сложнее пациент, тем сложнее с ним работать, и тем больше удовлетворения чувствуешь, когда этому пациенту поможешь, и он потом придет после операции и скажет, что у него все хорошо.