Спецвыпуск «Геологии и геофизики» посвящен мантийным плюмам

В предложенном номере журнала выделено три раздела, касающихся различных проблем источников, условий формирования и механизма подъема, особенностей проявления плюмов в процессе эволюции Земли, соотношение плюмов и тектоники плит, металлогении, связанной с плюмами.

— Этот спецвыпуск заинтересует широкий круг специалистов мирового сообщества геологов, — считает редакция журнала.

В первом разделе «Плюмы в истории Земли и общие вопросы плюмового магматизма» в статье М.И. Кузьмина с соавторами рассмотрены вопросы тектонической активности Земли на ранних стадиях ее эволюции до момента появления современного стиля тектонических движений на нашей планете. Остальные публикации касаются вопросов, связанных с более поздними этапами существования Земли. В частности, в статье Д.П. Гладкочуба с соавторами анализируется действие плюмов в периоды, когда начали формироваться доказуемые палеомагнитными данными суперконтиненты, и как они в дальнейшем раскалываются под действием плюмов, как можно по конкретным геологическим комплексам реставрировать данные процессы. В статье Чинь Ванг с соавторами обсуждается важный вопрос — как влияет внутриплитовый, плюмовый магматизм на строение древних архейских кратонов, имеющих сложное строение, в связи с многоступенчатым подслаиванием магматических пород в процессе архей-протерозойской истории. На примере Сибирского кратона, 250 млн лет тому назад являвшегося ареной формирования крупнейшей трапповой провинции, авторы доказывают, что все особенности сложившейся ранее структуры, судя по сейсмологическим данным, не изменились, т. е. плюмы не являются причиной деструкции кратонов.

Второй раздел «Тектоника плит и тектоника плюмов» вызывает интерес многих исследователей, так как эти вопросы являются в настоящее время наиболее изученными. С одной стороны, рассматривается механизм и закономерности формирования вулканических, обычно базальт-реолитовых, комплексов разных территорий и обсуждаются возможности разделения магматических образований и тектонических процессов, связанных с процессами тектоники плит и тектоники плюмов. В этом же разделе рассмотрена проблема образования внутриплитовых гранитоидных батолитов или интрузий редкометалльных гранитоидов под влиянием тепла и мантийного вещества, переносимого к поверхности Земли плюмами — статья С.В. Хромых с соавторами.

В третьем разделе рассмотрены некоторые проблемы металлогении, связанной с плюмами. Статьи этого раздела посвящены месторождениям, несущим платиновую минерализацию. Отметим, что материал профессора НГУ, доктора геолого-минералогических наук Андрея Изоха с соавторами «Распределение элементов платиновой группы в пермотриасовых базальтах сибирской крупной изверженной провинции» выбран статьей месяца. Напомним, что рубрика «Статья месяца» предоставляет временный доступ к полнотекстовым вариантам статей текущего номера журнала.

С полной версией статьи можно ознакомиться на сайте НГУ/ГГФ/Журнал "Геология и геофизика”.

Ежемесячный научный журнал «Геология и геофизика» издается с 1960 г. Учредителями являются: Сибирское отделение Российской академии наук, Новосибирский государственный университет, Институт геологии и минералогии СО РАН, Институт нефтегазовой геологии и геофизики СО РАН. Журнал публикует общетеоретические и методические статьи по всем вопросам геологии и геофизики. Отличительная особенность журнала – широкий спектр тем в области наук о Земле: палеонтология и региональная геология, минералогия и петрология, проблемы геотектоники и геоморфологии полезных ископаемых, металлогении и геохимии, глобальная и разведочная геофизика, различные аспекты экспериментов моделирования природных процессов. Большое внимание уделяется освещению новейших методов лабораторных исследований и их прикладному использованию.