Ученые из НГУ приняли участие в открытии пентакварка

На прошлой неделе физики, работающие на Большом адронном коллайдере, заявили об открытии новой частицы – пентакварка. О том, как был обнаружен пентакварк и его значении для науки, рассказали сотрудники НГУ и ИЯФ СО РАН, участвовавшие в проекте.

«Что такое пентакварк? Уже из самого названия ясно, что речь идет о частице, состоящей из пяти кварков», – начинает свой рассказ кандидат физико-математических наук Павел Кроковный, старший преподаватель НГУ и научный сотрудник ИЯФ СО РАН. Напомним, что наш мир состоит из молекул, молекулы из атомов, атом – из ядра и вращающихся вокруг него электронов, а ядро из протонов и нейтронов. Последние состоят из кварков. Кварк – это «кирпичик», составляющая всех элементарных частиц.

Согласно современным представлениям, существуют шесть кварков. Все вещество вокруг нас: воздух, деревья, животные, камни, вода, звезды и т.д. – состоит из u- и d- кварков, названия которых происходят от английских слов up и down. Их называют легкими кварками или кварками первого поколения.

«Протоны и нейтроны – это различные комбинации этих кварков. Например, в протоне два u-кварка и один d-кварк (uud), в нейтроне два d-кварка и один u-кварк (udd). Однако кроме обычного вещества, которое мы вокруг себя видим, существуют и более экзотические, более тяжелые кварки. Это s- и с-кварки (strange и charmed) и t- и b-кварки (top и beauty).Чтобы их породить, нужны космические лучи, которые летят через атмосферу с большой энергией, или ускоритель».

Сегодня LHC, или Большой адронный коллайдер, является самым мощным ускорителем частиц. С помощью коллайдера пучки протонов разгоняют до скоростей, близких к скорости света, и сталкивают друг с другом. Столкновения порождают множество других частиц, которые могут быть получены только таким образом. Каждое столкновение регистрируется в детекторе, где измеряются параметры разлетевшихся частиц, их импульсы, энергии и т.д.

«Когда взаимодействуют протоны, может рождаться практически все, что угодно. Вплоть до бозона Хиггса, ради которого и строили коллайдер», – отмечает Павел Кроковный.

Прелестный барион

«Наш эксперимент, в ходе которого был обнаружен пентакварк, называется LHCb. Буква «b» в названии коллайдера означает b-кварк. Изучение физики «прелестного» кварка, так его называют в соответствии с переводом, – одна из задач эксперимента. Решая ее, на коллайдере исследовали распад так называемого Λb-бариона (читается как lambda b-) в конечное состояние из 3 частиц: J/psi мезон, протон и K- мезон (каон). Барион – частица, состоящая из трех кварков, подобно протону или нейтрону. Отличие заключается в том, что в Λb-барионе вместо одного из u-кварков находится прелестный, т.е. b-кварк. Анализ продуктов распада бариона показал, что кроме обычных и хорошо известных частиц, существовала некая новая, промежуточная – пентакварк». «Почему мы так уверены, что в составе новой частицы было именно пять кварков? Потому что в итоге произошел распад на две частицы: протон, а протоны состоят из трех кварков, и J/ψ-мезон (читается J-psi), состоящий из двух кварков: с-кварка и антикварка (базовой составляющей антиматерии). Нельзя, никак нельзя «придумать» частицу, состоявшую из трех или двух кварков, которая бы давала именно такие продукты распада. Единственный вариант – пентакварк».

Итак, пентакварк состоит из двух u-, одного d-, одного c-кварков и одного с-антикварка. В ЦЕРНе особо отмечают, что пентакварк является не просто новой частицей. По словам Гая Уилкинсона, официального представителя коллаборации LHCb, пентакварк представляет собой способ упаковки кварков, обычно составляющих протоны и нейтроны, в частицу, которую не наблюдали за все 50 лет экспериментов.

Firstly, very excited!

В эксперименте участвовало множество ученых из разных стран. Была проделана гигантская работа, чтобы «придумать», «запустить» и поддерживать его в рабочем состоянии. Список участников коллаборации LHCb – авторов статьи о пентакварка, которую планируют опубликовать в журнале Physical Review Letters, насчитывает около двухсот человек. Все они в той или иной мере принимали участие в проделанной работе. Россия представлена восемью институтами и двумя университетами. В частности сотрудник НГУ и ИЯФ СО РАН, китайский физик Шухао Юань был среди ученых, анализировавших распад Λb-бариона, который и привел их к указанию на существование пентакварка.

«Я, разумеется вместе с группой других членов коллаборации LHCb, делал первые измерения параметров распада Λb-бариона, – вспоминает он. – Кроме того, мы искали пентакварк в других процессах. Некоторые намеки на его появление мы обнаружили и при других вариантах распада Λb-бариона. Этот результат подтверждает наши доводы о существовании пентакварка. Работа по этой теме вскоре будет опубликована».

«Когда мы в итоге пришли к выводу о существовании пентакварка, я был впечатлен (firstly, very excited)! – рассказывает Шухао Юань. – Но потом остыл, успокоился. Нужно было провести множество тестов, чтобы быть уверенным: речь действительно идет о пентакварке».

По словам ученого, открытие новой частицы подтверждает разработанную физиками теорию Стандартной модели – теорию строения и взаимодействий элементарных частиц: «Большая часть Вселенной состоит из мезонов (двухкварковых частиц) и барионов (трехкварковых частиц). Но в рамках Стандартной модели существование пятикварковых частиц, пентакварков, предсказывалось еще несколько десятилетий назад. Ученые искали их в течение многих лет. Сегодня мы нашли пентакварк или, скажем так, обнаружили наиболее вероятного кандидата на роль пентакварка. Проделанная нами работа подтверждает, что Стандартная модель успешно применяется для понимания устройства мира. Кроме того, открытие пентакварка – это успех LHCb эксперимента».

Теоретики действительно предсказывали существование пентакварка и раньше. Необходимо отметить, что в начале 2000-х гг. разные группы ученых сообщали об обнаружении кандидатов в пентакварки, однако впоследствии данные не подтверждались. На этот раз результаты таковы, что физики не сомневаются – пентакварк «попался». Теперь, когда известна вероятность рождения новой частицы, ее масса и другие характеристики – полученная экспериментальная информация поможет изучить особенности «упаковки» кварков и в дальнейшем сузить круг существующих теоретических моделей, которых в физике немало.

Справка: Участие ученых Новосибирского госуниверситета в коллаборации LHCb ведется на средства, выделяемые НГУ в рамках Проекта 5-100. С предварительными результатами исследования можно ознакомиться здесь.

Дина Голубева



©CERN


©CERN