Археологические данные свидетельствуют о наличии у населения в северо-восточной Азии в неолитическую эпоху культа личинок насекомых. С-образные амулеты, форма которых восходит к изображениям насекомых, использовались в погребальных обрядах и отождествлялись с душой и ее перерождением.
О том, почему возникли подобные представления, рассказал пресс-службе НГУ кандидат исторических наук, доцент кафедры археологии и этнографии НГУ, старший научный сотрудник ИАЭТ СО РАН Сергей Алкин.
– С-образные артефакты, широко известны в археологии Восточной Азии под обобщенным японским названием магатама. По моему мнению их прототипом являются стилизованные скульптурные изображения насекомых в личиночной стадии. Наиболее ранние из подобных предметов демонстрируют детальное изображение личинок конкретных видов с тщательной проработкой характерных особенностей внешнего облика насекомых. Большинство ранних изображений относятся к неолитической культуре хуншань, существовавшей на территории Северо-Восточного Китая с V по середину III тысячелетия до нашей эры. Такие нефритовые скульптурки С-образной формы использовались в составе сопроводительного погребального инвентаря. Среди них можно точно определить изображения представителей семейств пластинчатоусых жуков скарабеидов, пилильщиков и жужелиц, а в более поздних по времени коллекциях из Северного Китая и представителей других семейств насекомых. Анализируя их, можно увидеть несомненную связь между ранними реалистичными изображениями насекомых и поздними изделиями типа каплевидных подвесок магатама, широко распространенных в Японии до сих пор или подвесок когок в Корее, – рассказывает ученый.
По мнению исследователя, в первобытных культурах эпохи неолита насекомые и их личинки отождествились с душой животного или человека. Такие сюжеты встречаются в различных азиатских мифологиях и фиксируется у тунгусо-маньчжур, палеоазиатов, алтайцев, сибирских угров и самодийцев.
– Культ насекомых развивался в общем для восточноазиатских культур архетипе личинки-зародыша-души. Внешнее сходство эмбрионов млекопитающих, в том числе и человека, и С-образных личинок некоторых насекомых могло способствовать возникновению подобных представлений. Во многих традиционных обществах связь между зародышем и рождением человека не являлась секретом. Например, текст древнекитайского трактата по эмбриологии и гинекологии «Тайчаншу» (V–III века до нашей эры) служит свидетельством древности естественнонаучных представлений в этой области. В тоже время постоянный контакт с миром насекомых давал людям возможность наблюдений за циклами их превращений. Этот опыт, вероятно, и нашел отражение в представлениях древнего человека о мире, рождении и смерти со следующим за ней возрождением в новом облике, – отмечает ученый.
Появление культа насекомых имело и другие, более прагматические причины, связанные с системой жизнеобеспечения древних обществ.
– Насекомые и особенно их личинки были и остаются в Азии естественным резервом широкого спектра питательных веществ. Особенно в периоды сезонных проблем с полноценным питанием. Биологическая ценность личинок и взрослых форм некоторых насекомых исключительно высока. Они содержат протеины, жиры, аминокислоты и витамины. Для производства 1 кг протеина необходимо 8 кг растительной пищи, насекомые дают более выгодное соотношение 1:3, – отмечает он.
Работа выполнена в рамках проекта РФФИ №15-06-06133 «Нефриты в археологии Востока Евразии»
Михаил Лыкосов
Фото: фотографии Сергея Алкина