Ученые пересмотрели возраст формирования и эволюции вещества литосферной мантии Сибирского кратона

Одно из глобальных событий плавления вещества литосферной мантии и, соответственно, образование деплетированных мантийных пород происходило существенно позже, чем считалось ранее.

Исследователи НГУ и Института геологии и минералогии СО РАН в составе международной группы ученых провели исследования, позволившие скорректировать представления о возрасте и истории формирования пород литосферной мантии одной из крупнейших на планете платформ – Сибирской платформы.

Исследования выполнили Дмитрий Ионов (Университет Монпелье, Франция и Институт науки Карнеги, США), Ричард Карлсон (Институт науки Карнеги, США), Люк Доусет (Брюссельский свободный университет, Бельгия), Александр Головин (ИГМ СО РАН и НГУ), Андрей Корсаков (ИГМ СО РАН и НГУ), Олег Олейников (ИГАБМ СО РАН). Цикл работ опубликован в престижных международных журналах в области наук о Земле Earth and Planetary Science Letters и Geochimica et Cosmochimica Acta.

О проделанной работе пресс-службе НГУ рассказал кандидат геолого-минералогических наук, сотрудник лаборатории экспериментальной геохимии и петрологии мантии Земли НГУ, старший научный сотрудник Института геологии и минералогии СО РАН Александр Головин.

Древние платформы (кратоны) представляют собой ядра материков и занимают обширные части их площади.

Долгое время считалось, что основной этап дифференциации вещества литосферной мантии под Сибирским кратоном происходил в архейскую эру времени (2,8–3 млрд лет назад). Нам удалось более точно определить время ее консолидации и выяснить, что этот процесс происходил, по меньшей мере, в два этапа.

Расположение кимберлитовых полей, а также некоторых отдельных кимберлитовых трубок на Сибирской платформеРасположение кимберлитовых полей, а также некоторых отдельных кимберлитовых трубок на Сибирской платформе

Карьер трубки Удачная, глубина 640 м от поверхностиКарьер трубки Удачная, глубина 640 м от поверхности

- Для того чтобы установить возраст литосферой мантии, было изучено содержание изотопов осмия и рения в 48 ксенолитах мантийных пород из кимберлитовых трубок Обнаженная и Удачная-Восточная (Сибирский кратон). Проведенные исследования показали, что 2,8 и 2 млрд лет назад в литосферной мантии происходили глобальные события плавления, которые в значительной мере сформировали основной облик кратонной литосферной мантии. Таким образом, основные события дифференциации вещества Земли под древними кратонами происходили не только в архее, как считалось ранее, но и далее в палеопротерозое, то есть на 800 млн лет позже. Определенные нами возраста хорошо согласуются с возрастами формирования континентальной коры, то есть непосредственно образования Сибирской платформы. Таким образом, установлена временная и генетическая связь между глобальными процессами преобразования вещества литосферной мантии и этапами формирования Сибирского кратона, - рассказал ученый.