В чём заключается работа социолога в органах власти?

22 ноября 2016 г. в рамках проекта «Рынок труда для социологов» состоялась встреча с Анной Самойловой – руководителем отдела социологии информационно-аналитического управления администрации Губернатора Новосибирской области.

Анна Сергеевна Самойлова – выпускница отделения социологии ЭФ НГУ (1999), создавала и возглавляла отдел социологии департамента информационной политики мэрии города Новосибирска, в настоящее время – начальник отдела социологии информационно-аналитического управления администрации Губернатора Новосибирской области.

Темой встречи стала работа социологов в органах власти, в том числе в органах государственной власти Новосибирской области.

Органы власти всегда обращались к социологам, но в 2008 году социология «шагнула» в органы власти на официальной основе. После Указа Президента России «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» появилась необходимость оценки деятельности органов власти, в том числе и с помощью социологических данных, на муниципальном, а потом и на региональном уровне. Каждый регион «вынужден» заказывать социологические исследования.

Кроме того, возникают моменты, когда каждое министерство, ведомство, управление рано или поздно хочет понять, что думают люди, какова ситуация в различных сферах. Поэтому проводятся и отраслевые исследования по заказам отдельных подразделений, а также в целом – мониторинг социальной и политической ситуации в регионе. Востребована работа социологов и в рамках подготовки различных аналитических документов для высших должностных лиц.

Организация работы социологов может быть выстроена в органах региональной власти по-разному. Самый простой и не всегда грамотный подход – разовые исследования, которые заказываются у внешних исполнителей. В этом случае социологов непосредственно в штате органов власти нет, и даже сам заказ на исследование формирует специалист не всегда компетентный в социологии. Куда более эффективным подходом, с точки зрения качества организации работы, является наличие в штате, например, информационно-аналитического подразделения, хотя бы одного специалиста-социолога, который контактирует с внешними исполнителями. Но и в этом случае качество предоставляемой информации может пострадать, поскольку, часть информации остается у подрядной организации, и такой специалист-одиночка не может обеспечить полный анализ предоставляемой информации. Наиболее качественной организацией работы является наличие в структуре органа власти социологического подразделения, проводящего полный цикл социологического исследования. Такое подразделение организовано в администрации Губернатора Новосибирской области. Безусловными плюсами является то, что все этапы сбора, обработки и анализа информации можно проконтролировать и, что самое главное, понимание процессов в различных отраслях жизнедеятельности становится куда глубже, когда существует возможность не один год изучать соответствующие процессы.

Проведение социологических исследований по заказу органов государственной власти существенно отличается от частных заказов, маркетинговых и чисто научных исследований.

Конечно, надо понимать образ результата, общее видение того, что будет получено «на выходе» исследования. Но, во-первых, по ряду направлений существуют разработанные и утвержденные на федеральном уровне методики, на основании которых следует проводить исследование, например, те же показатели эффективности работы органов власти, и приходится находить консенсус в этом вопросе. Во-вторых, стоит быть готовым, что заказчику не всегда нужна ваша работа, потому что социологи достаточно часто воспринимаются не как помощники (например, как в маркетинге – изучить рынок), а как проверяющие. Поэтому здесь нужно аккуратно и корректно выстраивать работу и порой доказывать необходимость именно социологического исследования в изучении того или иного вопроса.

Что касается методов исследования, то превалируют количественные методы, это связано с необходимостью получения количественных оценок для принятия руководством управленческих решений. Этим же обусловлена и масштабная, репрезентативная выборка. Например, по Новосибирской области, с целью репрезентативного охвата всех районов – не менее 8-9 тысяч респондентов. Существуют также и особенности, связанные с сжатыми сроками работ, порой для принятия решений информация для руководителей нужна как можно быстро и здесь приходится работать достаточно оперативно, порой бывает всего одна-две недели для организации таких работ, а полевые работы в масштабных исследованиях длятся не более месяца.

Еще одной особенностью, связанными именно со спецификой работы в органах власти, является невозможность самостоятельного выбора конкретного подрядчика на проведение полевого этапа исследования. Есть конкурсные процедуры и необходимо разработать конкурсные критерии (именно поэтому в штате очень важен грамотный социолог), организовать конкурс, только с помощью него выбрать подходящего подрядчика (а конкурсанты бывают разные, в том числе недобросовестные). Но и после проведения конкурса, уже во время полевого этапа, за победителем-подрядчиком необходим контроль.

После всей проделанной работы, написанного отчета необходимо быть готовым к критике и отсутствию благодарности со стороны органов власти. Когда анализируется и представляется тот же рейтинг, например, районов области, те, кто оказался в конце этого рейтинга, могут быть не очень довольны своим положением и не всегда готовы к конструктивной критике.

Анна Самойлова познакомила аудиторию с некоторыми конкретными примерами актуальных социологических исследований, проведенных отделом социологии информационно-аналитического управления администрации Губернатора Новосибирской области.

Это и результаты по оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Новосибирской области (на примере вопроса о конкретных проблемах муниципального образования, требующих решения в первую очередь):

И некоторые результаты по анализу аудиторию и рейтингу СМИ Новосибирской области. С результатами этого исследования можно более подробно ознакомиться на сайте Правительства Новосибирской области.

А также интересные данные по электоральным исследованиям: сопоставление и анализ результатов опросов, экзит-полл и результатов выборов в Государственную Думу Российской Федерации, прошедших 18 сентября 2016 года (по политическим партиям).

По результатам этого исследования на сайте tayga.info опубликована статья «Выбор пенсионеров: каких избирателей потеряли в Новосибирске», где подробно анализируются полученные данные.

В целом, встреча получилась очень интересной, прежде всего для студентов отделения социологии, которые задали волнующие их вопросы и удостоверились, что работа социолога в органах власти не так проста, как кажется на первый взгляд.

* * *

Для увеличения откройте рисунки и диаграммы в новой вкладке.