В НГУ завершился второй Турнир юных инженеров-исследователей

В Новосибирском государственном университете 21–22 апреля прошел второй Турнир юных инженеров-исследователей. На площадках НГУ состоялись турнирные бои среди 14 команд учащихся 7–11 классов 12-ти общеобразовательных организаций Новосибирска и Новосибирской области.

— Турнир проходил уже второй раз. Мы сделали его по подобию других турниров для школьников. Похожие соревнования есть у юных физиков, химиков, биологов. С осени собирается методическая комиссия, которая придумывает технические задачи. Затем они рассылаются по школам и предлагаются к решению. А дальше инициатива идет либо от учителей, либо от самих учеников, которые выражают желание участвовать в конкурсе, — рассказала методист довузовской подготовки факультета информационных технологий Марина Шапор.

В состав методической комиссии и жюри турнира входили представители подразделений НГУ (факультет информационных технологий, физический факультет и Специализированный учебно-научный центр), академических институтов (математики, автоматики и электрометрии, гидродинамики им. акад. М.А. Лаврентьева, ядерной физики, химической кинетики и горения), института повышения квалификации и переподготовки работников образования, а также ЗАО «ЛЕДАС».



Всего для решения предлагалось 11 разнотипных задач по трем направлениям: робототехника, электроника и программирование. Команды должны были все придумать, просчитать и построить рабочую модель-решение. Например, задача «Рисовальщик» предлагала задуматься о технологии 3D-принтеров. Участники представляли робота, который должен был нарисовать какую-то фигуру не просто ручкой, а при помощи пшена. Они изображали круги, квадраты, треугольники различными способами.

— Многим взрослым знакома проблема: ребенок заболел, но температура не очень высокая. И не хочется каждый раз беспокоить больного, ставить градусник. А хочется, к примеру, наклеить на спину небольшой пластырь, который передавал бы данные на смартфон, — рассказывает член жюри, представитель секции «Программирование» Илья Личман. — В задаче «Сиделка» предлагалось сконструировать устройство, позволяющее дистанционно контролировать состояние больного. У команды Гимназии №7 получилось сделать убедительную модель.



На выставке проектов команды представили свои разработки. Можно было вживую увидеть решение практически всех задач: поиграть на компьютере в «Лабиринт», стрельнуть шариком из специального механизма для задачи «Баскетбол», посмотреть, как «робот-Официант» преодолевает препятствие с полным стаканом воды.

— Мы сконструировали систему автоматического управления теплицей, — объясняет ученик Гимназии №16 Константин Баскаков. — Каркас сделан из дерева, и отдельно выведен «мозг системы». Это — кнопка для управления поливом, есть дисплей, на котором отображается текущая температура. Если внутри будет больше 30 градусов, то для охлаждения включатся два вентилятора. Их мощность тоже можно настраивать.



Несмотря на то, что турнир предполагал участие ребят из 7–11 классов, организаторы не отказали инженерам-исследователям из самой молодой команды Лицея №130. И, по оценкам жюри, они выступили очень достойно.

— Я придумала эту конструкцию для задачи «Сортировщик». Механизм работает на гусенице, которая передвигает шары вниз по горке и сортирует их по размеру на большие, средние и маленькие, — рассказывает ученица 4 класса Лицея №130 Надия Яхина.



После выставки проектов прошло награждение участников, на котором выступили члены жюри от каждой секции.

— В этом году многие команды смогли продвинуться очень далеко. Если сравнивать с прошлым годом, то прогресс на лицо. Хочу отметить, что участники, которые раньше стали присылать промежуточные результаты, добились больших успехов, — отметил член жюри, представитель секции «Электроника» Борис Соломатин. — Я думаю, что нам нужен второй тур, потому что некоторые команды только в ходе презентации начали понимать суть задачи. Многие сказали, что доделают и будет окончательное интересное решение. Хотелось бы его увидеть.



По результатам второго Турнира юных инженеров-исследователей, дипломы победителей получили команды:

1 степени: Инженерный лицей НГТУ
2 степени: Гимназия №7 «Сибирская»
3 степени: Гимназия №3 в Академгородке

За лучшее решение по каждой из задач отмечены команды общеобразовательных организаций: Гимназия №3 в Академгородке, Гимназия №7 «Сибирская», Лицей №81, Инженерный лицей НГТУ, Лицей №130, СОШ №4, СОШ №9 г. Искитима.

Командам-победительницам были вручены сертификаты на право льготного участия в работе первой Летней школе инженерных проектов НГУ, которая состоится в августе 2016 года.







Александра Трофименко