В Новосибирске появится ресурсный класс для детей с аутизмом

В Образовательном центре «Горностай» (Гимназия №6 Новосибирска) откроется ресурсный класс для детей с аутизмом ― это совместный пилотный проект инициативных родителей из организации помощи людям с аутизмом «Атмосфера» и Центра прикладного анализа поведения НГУ. В будущем такие классы могут появиться не только в Новосибирске, но и в области. Идею поддерживают в Министерстве образования, науки и инновационной политики Новосибирской области.

― Суть проекта, ― поясняет президент «Атмосферы» Евгений Бондарь, ― создать специальные образовательные условия ребенку с аутизмом, которые позволят ему обучаться в обычной школе вместе со своими нейротипичными сверстниками. Это то, что принято называть словом «инклюзия». Инклюзия особенно важна для детей с аутизмом, потому что коллектив нормально развивающихся сверстников является идеальной средой для обучения социальным навыкам, которые даются детям с аутизмом, как правило, намного сложнее навыков академических.

― Без создания особых условий организовать образовательный процесс не получится. Например, если ребенка с аутизмом, который вокализирует или стучит по столу, сразу ввести в обычный класс, то, очевидно, ничего хорошо из этого не выйдет. Поэтому в школе создается отдельный, так называемый «ресурсный» класс для детей с аутизмом, где их готовят к включению в коллектив сверстников, а сам процесс адаптации в обычном классе является постепенным, строго индивидуальным и организуется при поддержке специально подготовленных специалистов.

Таких специалистов ― учителя ресурсного класса, поведенческого аналитика и тьюторов готовит Центр прикладного анализа поведения НГУ. Задача коллектива ресурсного класса ― со временем уменьшить эту поддержку и достичь самостоятельного посещения учеником с аутизмом обычного класса. Для решения этой непростой задачи команда ресурсного класса использует научно обоснованные психолого-педагогические методики, основанные на дисциплине прикладной анализ поведения (ПАП).

Подготовительные занятия для учеников будущего класса начнутся уже в этом месяце, а первого сентября ресурсный класс гимназии «Горностай» примет первых особенных учеников.

По словам Евгения Бондаря, долгосрочной целью организации «Атмосфера» является сделать такую модель обучения доступной для всех детей и подростков с аутизмом, проживающим в нашей области.

Центр прикладного анализа поведения НГУ является частью САЕ «Нейронауки в трансляционной медицине». Центр создан в рамках Проекта «5-100».