Весенняя STS-школа «Город: модели для (пере)сборки»: впечатления участника

23-30 апреля 2015 г. в г. Томске проходила Весенняя социологическая школа «Город как место (пере)сборки», посвященная STS подходам в изучении города. Организатором школы выступил Центр Социально-политических исследований технологий (Past-Center) Национального исследовательского Томского государственного университета.

Исследования науки и технологии (Science and Technology Studies, STS) – одно из наиболее успешных направлений в современных социальных науках. STS открывают для исследований города новые места и объекты, стимулируют новые направления в исследованиях города, предлагают новый словарь описания. Однако город как объект исследования также является вызовом для STS-подходов. Преподаватели и слушатели школы «Город как место (пере)сборки» обсуждали пересечения STS и исследований города. Среди участников школы – студентка третьего курса отделения социологии ЭФ НГУ Мария Зыкова. Мария поделилась впечатлениями о школе:

«Школа сочетала как лекционные занятия и семинары, так и практику академического письма, которая, наверное, была одновременно и самым сложным, и продуктивным курсом. Лекции читали Виктор Вахштайн, Андрей Кузнецов, Иван Чалаков и Игнасио Фариас. Благодаря тому, что лекции читались четырьмя разными преподавателями, получился разносторонний взгляд на город как объект исследования, но при этом в рамках заданного формата школы. Так, лично для меня, проблема концептуализация города выступила совершенно в новых аспектах. К примеру, теория «городского ассамбляжа», о которой рассказывал Игнасио Фариас, подтолкнула к тому, чтобы рассматривать город как место, где должны описываться и собираться вместе вещи, метафоры, описания и т.д., где каждый объект должен рассматриваться и описываться как часть той сети, в которую он включен.

Из семинаров, наверное, самое интересное задание было представлено Иваном Чалаковым, который предложил нам, прогуливаясь по Томску, обратить внимание на семиотическую сторону города. Томск – один из старейших городов Сибири, и прогуливаясь по городу (а для кого-то это были первый визит в Томск), мы обращали внимания на те вещи, которые обычно остаются за рамками восприятия «здравого смысла», это было по истине социологическим опытом. Так, смотря на старые томские деревянные дома, нам нужно было попытаться представить, кто мог жить в тех или иных домах, в какие социальные связи вступали люди, проживающие в них, каким было устройство дома при его первоначальной постройке, и как архитектура дома конструировала взаимодействия индивидов внутри него. Так же мы пытались проинтерпретировать, в каких отношениях эти дома находятся с современной архитектурой Томска.

Академическое письмо оказалось настоящим переворот в сознание, в понимание, как и что ты должен писать. Я думаю, что каждый из участников, который действительно поглощен написанием статей и драфтов, в первую очередь сделал огромную работу над собой и смог разобраться в действительной концепции задуманного исследования.

Кроме учебы в формате «24/7» на школе было очень здорово познакомиться с ребятами буквально со всей России. Интересно, но, кажется, за всю неделю практически невозможно вспомнить диалоги, которые бы не касались социологии, так или иначе все возвращались к социологии и городу. Это, несомненно, стало настоящим погружением и проникновением в социологию города, в социологию в целом и в STS-исследования.

Для меня лично школа оказалась очень интересной и продуктивной, даже несмотря на то, что для студентки третьего курса было сложно свободно ориентироваться в акторно-сетевой теории, которую пришлось экстерном изучать ночами. Однако мероприятия подобного рода лишь придают тебе сил учиться больше, дальше и лучше, даже не смотря на то, как тяжело всё может даваться».

Подробнее о Весенней STS-школе «Город: модели для (пере)сборки» можно прочитать на сайте Центра Социально-политических исследований технологий ТГУ.

Фотографии: Past-Center, Зыкова Мария