«Я решил перестать мучить своим разгильдяйством преподавателей»

Мало кто знает, что за всю историю присуждения премии Ленинского комсомола в области искусства среди нескольких десятков профессиональных художников, её лауреатов, был единственный (как в то время говорили «самодеятельный художник») сотрудник Новосибирского государственного университета Игорь Аксёнов. С его именем обычно связывают создание визуального образа Недели интернациональной солидарности советского периода. Парадокс, связанный с его творчеством, заключается еще и в том, что он был одним из двух плакатистов, удостоенных этой премии.

После вручения премии (слева на право): скрипач Сергей Стадлер, плакатист Игорь Аксёнов, эстрадная певица Роза Рымбаева, певица Тамара Гвердцители и художник Виктор Псарев.

— Почему Вы увлеклись именно плакатом?

— Вопрос интересный, но я бы его несколько развернул от себя. И вот почему. Все знают, что наш университет по уровню предоставляемого образования нацелен на подготовку профессиональных исследователей. В основном для науки. Но в то же время наше образование является и мощным стержнем для успеха тех, кто в силу природных дарований увлекся чем-то иным. И их немало. Они, на мой взгляд, являются золотым фондом для рекламы университета среди талантливой молодежи, наряду с теми, кто добился успеха в науке. Может быть, даже большим, потому что их деятельность более приметна в обществе. В каких только сферах не раскрылся талант наших выпускников.

А что до меня, то не думаю, что мою работу в плакате можно назвать увлечением. Это была просто работа, которую я делал, возможно, или лучше других, или в более серьезном стиле, в том, который требовался для интернациональных акций университета. Для меня начиналось все с более простых форм пропаганды и рекламы: с листовок, открыток, сувениров. И прежде чем я рискнул сделать свой первый плакат, прошло долгих пять лет, которые были заполнены самостоятельным приобретением знаний, тех, без которых, как мне казалось, невозможно создавать настоящие плакаты. В чем-то мне было проще, ведь к плакату я шел от жизни, а не от искусства. Поэтому поиски своего стиля, или как говорят, «авторского почерка», меня не сильно занимали. Я думал, что если мои работы будут узнаваемы по стилю мышления, по тому, как я работаю с метафорами и ассоциациями, это уже хорошо. Что из этого получилось, а что нет, не знаю.

И если честно, то применительно к созданию плакатов понятие «увлечение» носит скорее негативный оттенок. В советское время было более чем достаточно «увлекающихся», а требовались профессионалы.

— Как Вы пришли в Интернеделю?

— Я пришел в Интернеделю, когда она еще так не называлась, — в конце 1975 года. В то время я был студентом матфака. Вокруг крутилась полная соблазнов студенческая жизнь.

Но как иногда бывает, не увидев себя в будущем математиком, я решил перестать мучить своим разгильдяйством преподавателей и заняться чем-нибудь другим. Так я и оказался в числе сотрудников университета. И опять, как и всю мою жизнь, рядом оказались замечательные люди, только с той разницей, что они, наверное, увидели в моих первых рисунках нечто большее. Вот это и предопределило мою дальнейшую жизнь в Академгородке. А потом было все просто. Конечно, помогла армейская закалка, научившая добиваться поставленных целей, и если надо, работать по 20 часов, а то и вовсе не спать по несколько дней.

А тот, кто меня «втянул» во все это, был Алексей Борзенков. На мой взгляд, если бы не он, то вряд ли Интернеделя приобрела такую значимость и масштабность. Ведь именно он собрал такую замечательную «команду» неравнодушных людей, которые создали крупнейшее в стране интернациональное событие, причем ежегодное. И самое главное, популярное среди молодежи.

— Какое самое яркое воспоминание осталось у Вас от Интернедели?

— Тут необходимо сделать небольшое отступление. Не знаю как сейчас, а раньше Интернеделя хоть и считалась мероприятием студенческим, но в ее создании принимало участие огромное количество сотрудников университета. И для меня сегодня самым ярким воспоминанием о тех годах остается, прежде всего, романтическое настроение Академгородка в интернедельские дни. Все, как будто просыпаясь после зимней спячки, становились моложе.

— Как Вы относитесь к современным политическим плакатам?

— Если честно, то никак. Ведь сегодня я работаю в рекламе, которая, как ни крути, является идеологией рыночной системы. А в ней, как уже знаете, главное — потребление всего и вся, причем любой ценой, иначе ты не человек. И откуда же в такой системе ценностей может появиться политический или, правильнее сказать, социальный плакат. Только рекламный.

Я бы сказал, что с развалом Советского Союза исчезла необходимость что-либо делать для конкуренции социальных систем. А вместе с этим, в числе многого, исчез и политический плакат как явление острое и неординарное, превратившись в банальные афишки то ли беспомощного роптания, то ли попрошайничества. Что происходит с российским плакатом, я не знаю.

Вообще последствия исчезновения социалистической системы для будущего цивилизации до конца не осознано, как, впрочем, и ее возникновение. Но это мое субъективное мнение, человека пожившего в двух системах и представляющего их основные плюсы и минусы.

— Есть ли сейчас у общества потребность в плакатах или это вчерашний день?

— Я бы сказал иначе, у общества есть потребность в настоящих плакатистах, в добрых, порядочных, умеющих позитивно мыслить и хорошо чувствовать простых людей, в состоянии рассказать об окружающем человека мире и предоставить ему выбор будущего. А к вопросу о «вчерашнем дне», то я мог бы сказать, что это абсолютно не так. Скорее наоборот, технологии предоставили плакату второй шанс. И не только в плане более совершенной и оперативной полиграфии: появилось много новых носителей информации и доступных не только профессионалу инструментов для рисования, которые предоставляют возможность практически каждому создавать и тиражировать плакаты. Здесь, конечно, могут возникать определенные рецидивы «болезни левизны» и вседозволенности. Что делать, таков человек, просто нужно терпеливо работать всем обществом над повышением культурного уровня взаимоотношений.

К 40-летию творческой деятельности Игоря Аксенова будет выпущена книга, в которую войдет коллекция из 100 плакатов. Одна половина будет состоять из наиболее популярных, тех, которые были опубликованы к Интернеделе. А в другую войдут неизвестные плакаты, в основном относящиеся к российской действительности начала 90-х годов и оказавшиеся по каким-либо причинам в «столе».