Японские преподаватели рассказали, за что ценят НГУ и Сибирь

С сентября 2015 года на отделении востоковедения гуманитарного факультета НГУ начинает преподавать разговорный японский язык доцент Симогори Томоэ, командированная Японским Фондом на 2 года в Новосибирск.

По традиции она приехала на смену другому преподавателю японского языка – магистру педагогики университета Тохоку Сюкури Юкико, проработавшей на отделении востоковедения 3 года. О том, почему НГУ и российские студенты уникальны, японские преподаватели рассказали пресс-службе НГУ.

Пока японская общественность обсуждает спад популярности образа преподавателя в Азии, госпожа Сюкури Юкико не перестает удивляться способности российских студентов быстро воспринимать информацию и слушать преподавателя в течение занятия без отрыва на смартфоны и переписки.

– Азиатские студенты, в основном, на занятиях спят, – рассказывает госпожа Сюкури Юкико, – русские же – сидят прямо, очень внимательно слушают преподавателя, у них высокая степень концентрации. При этом удивительно то, что российские студенты начинают активно готовиться к экзаменам в последние два-три дня и учат материал сутки напролет. За столь короткий срок они усваивают весь тот объем материала, на запоминание которого у студентов из других стран уходит несколько месяцев .

Госпожа Симогори Томоэ, имеющая трехлетний опыт преподавания на Восточном факультете Санкт-Петербургского государственного университета, отмечает, что методика запоминания информации у российских студентов совершенно иная, нежели у азиатских, которые придерживаются правила "повторение – мать учения".

– Удивляет способность студентов к быстрому запоминанию языка. В японской системе образования используют иные методики. Там человек запоминает информацию путем повторения, благодаря которому она остаётся в памяти на долгое время. Здесь же я вижу более динамичную модель восприятия и запоминания, для нас она очень интересна. Безусловно, методы преподавания языка в Японии отличаются от здешних. Считаю, что идеальный преподаватель должен проявлять гибкость, чувствовать атмосферу, менталитет страны и, исходя из этого, искать подход к студентам.

Многие японцы, по мнению преподавателей, воспринимают Сибирь как неизведанное и крайне милитаризированное место. Об Академгородке с его мощными интеллектуальными ресурсами известно немногим.

– Сибирь, по мнению японцев, – место, связанное с войной, – рассказывает Сюкури Юкико. – По разным причинам сформировано достаточно негативное представление об этом регионе. Первое, что я сделала, когда собралась ехать в Новосибирск, посмотрела google-карты, которые по какой-то причине выходили из строя при запросах о Сибири. Мои коллеги спрашивали: куда ты едешь? Все ли будет в порядке? Как ты там адаптируешься? Конечно, все сомнения и тревоги мгновенно исчезают, когда попадаешь в Академгородок с его лесами, самобытной инфраструктурой и удивительной атмосферой. Меня поразил высокий уровень преподавания и знаний учащихся. Свою основную задачу я видела в том, чтобы донести до моих сограждан знания о замечательном месте, расположенном в центре Сибири! Академгородок сам по себе уникален. Я никогда не видела ничего подобного. Если бы спросили, с чем ассоциируется здешняя атмосфера, я бы ответила: с союзом молодости и мудрости и, непременно, с лесной дорогой, ведущей в манящую неизвестность.

Заведующая кафедрой востоковедения, доктор исторических наук Елена Войтишек рассказывает, что японские преподаватели приезжают в НГУ уже более 15 лет на 2–3 года каждый, русско-японское сотрудничество университетов она оценивает как крайне продуктивное:

– За 15 лет особенности разнообразных аспектов японского языка успели донести до российских студентов 7 человек, командированных Японским Фондом, который видит свою основную миссию в активном распространении японского языка, позитивных знаний о Японии, о ее своеобразной и богатой культуре, о ее заметном месте в азиатском мире. Для нас это неоценимая помощь в преподавании, и мы очень благодарны правительству Японии и Японскому Фонду, который так много делает для популяризации в мире языка и уникальной культуры этой островной страны.

Фотографии предоставлены кафедрой востоковедения НГУ