Массовые открытые онлайн-курсы: PRO ET CONTRA

Выпускники бакалавриата Экономического факультета НГУ София Анисимова и Александр Трусевич — победители регионального конкурса в номинации «Стартап в образовании» — представили результаты проектов, направленных на развитие инноваций в образовании, на международных студенческих конференциях и стали финалистами Всероссийского конкурса ВЦИОМ «Лучшая студенческая дипломная работа в области социологии».

Реализация проектов Софии и Александра предполагала проведение исследования, результаты которого нашли отражение в их совместной выпускной квалификационной работе. Студенты пытались выяснить, с чем связан интерес разных людей к массовым открытым онлайн-курсам (МООК) и почему они обращаются к альтернативным формам обучения, которые начинают конкурировать с традиционными (оффлайн) формами передачи знаний. В настоящее время исследования по данной проблематике входят в тематическую область Educational Studies, которая в постоянно меняющемся междисциплинарном ландшафте социальных наук еще не «выросла» до статуса научной дисциплины.

— Интерес к этой теме у нас возник еще на третьем курсе, когда мы изучали вовлеченность студентов НГУ в обучение на массовых открытых онлайн-курсах (МООК). Полученные результаты хотелось проверить на более широкой и гетерогенной совокупности пользователей онлайн-курсов, сосредоточив внимание на применении полученных знаний и навыков в их профессиональных и/или образовательных треках, — рассказывает София Анисимова.

Потенциальных участников опроса исследователи решили искать в тематических сообществах соцсетей, посвященных онлайн-курсам. В интервью, которые проводились с помощью Skype, приняли участие русскоговорящие слушатели МООК от 18 до 45 лет, проживающие в разных регионах нашей страны и за рубежом (в Украине, Казахстане, Молдавии, Германии, Вьетнаме).

Исследователи проанализировали потенциал массовых открытых онлайн-курсов как инструмента адаптации человека к постоянно изменяющимся жизненным условиям. Безусловно, ожидания слушателей от онлайн-обучения весьма разнообразны и связаны с удовлетворением их потребностей. Однако для решения новых задач в профессиональной и/или образовательной сфере МООК — наряду с другими форматами — помогали получить дополнительные знания и новый практический опыт.

Интересно, что люди не склонны переоценивать значение онлайн обучения на постсоветском пространстве: слушатели МООК активно размещают сертификаты об окончании онлайн-курсов в бизнес-аккаунтах, социальных сетях и на различных онлайн-биржах труда, но это пока не дает дополнительных конкурентных преимуществ на рынке труда.

— Все случаи успешного трудоустройства наших респондентов связаны с международными компаниями: зарубежные работодатели лучше информированы об онлайн-образовании, — комментирует Александр Трусевич, — они оценивают полученные от онлайн-платформ сертификаты как дополнительное подтверждение самоорганизации, самостоятельности, хорошей обучаемости соискателя. В большей степени такие сертификаты ценятся в сфере IT.

Результаты исследования были представлены на международных студенческих конференциях: МГУ, Ломоносов 2017; XVII Международная научно-исследовательская студенческая конференция Narva 2017 (Эстония); МНСК-2017, НГУ.

— Практики МООК развиваются быстрее, чем исследователи успевают их осмыслить, поэтому презентации наших проектов вызывали интерес аудитории и порождали полемику. А на конференции в Нарве меня попросили выступить дважды, не только на своей секции, но и на следующий день, — делится впечатлениями Александр.

— У меня запланировано участие еще в двух мероприятиях, на которых хотелось бы продолжить обсуждение наших проектов: Территория смыслов на Клязьме и Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Сочи, — добавляет София.

Дальнейшие планы выпускников связаны с поступлением в магистратуру НГУ и продолжением их проектной и исследовательской деятельности, связанной с осмыслением «историй успеха» не только русскоговорящих слушателей, но и более широкого сегмента иностранных пользователей МООК. Полученные результаты могут иметь практическую значимость для развития массового онлайн-образования и реализации приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в РФ».

НГУ на мировом рынке онлайн-образования