Международная Конференция «Культура и образование: социальная трансформация и мультикультурная коммуникация»

В Москве завершила работу Международная Конференция «Культура и образование: социальная трансформация и мультикультурная коммуникация», которая была организована 24 – 26 июля 2019 г. на базе Российского университета дружбы народов по инициативе Исследовательского комитета RC04 «Социология образования» Международной социологической ассоциации (ISA).

В рамках работы Конференции обсуждались проблемы современного этапа социального развития, который характеризуется значительными изменениями в экономической, политической, социальной, культурной и других сферах современного общества. Значительное внимание было уделено вопросам возрастающей глобализации, оказывающей серьезное влияние на формирование общества знания, где системы образования и культуры сталкиваются с новыми вызовами: с одной стороны, глобализация открывает беспрецедентные возможности для расширения коммуникации и культурного пространства, чтобы обогатить человечество новыми знаниями и технологиями, но с другой — создает множество серьезных проблем деструктивного характера, что приводит к трансформации прежних представлений о формах и границах таких явлений, как «культура» и «образование», которые являются основой любого общества.

Организаторами конференции выступили RC04 Социология образования ISA, Европейский университет Кипра, Институт иностранных языков РУДН (Россия), Институт социологии ФНИСЦ РАН (Россия), Российское общество социологов (РОС), Филологический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова (Россия), Московский государственный лингвистический университет (Россия).

В работе Конференции приняли участие преподаватели Института философии и права НГУ к. филос. н. Анатолий Михайлович Аблажей и к.филос.н., доцент Владимир Валерьевич Петров.

А. М. Аблажей выступил с докладом «What means to be a Leader in Modern Science? The view of Young Scientists», где было проанализировано отношение аспирантов академических институтов к научной карьере, освещены основные принципы ее построения и подходы к оценке ее эффективности.

В. В. Петров вошел в состав Программного комитета Конференции и выступил организатором и руководителем секции «Scientific Leadership: Phenomenon, Formation Practices in the Modern University». В своем докладе «Scientific Leadership For Research Universities In Modern Russia: Development Limitations» он обозначил проблемные точки перехода отечественных исследовательских университетов в новый – предпринимательский – формат и показал концептуальные, ресурсные и нормативно-правовые ограничения, сдерживающие производство фундаментального знания на базе отечественных университетов в современных социокультурных условиях.

Участниками Конференции было отмечено, что в условиях глобализации и вовлечения в единое образовательное пространство национальные системы образования сталкиваются с рядом ключевых проблем, среди которых можно выделить повышение ценности знания, как ключевого фактора, определяющего подготовку высококвалифицированных специалистов, готовых в изменившихся социокультурных условиях не только воспроизводить и транслировать информацию, но и производить новое фундаментальное знание. В подходе к таким классическим проблемам социологии образования, как неравенство, мобильность, образовательные достижения и другие, возрастает важность изучения их культурного аспекта. В результате культура уже не может рассматриваться как пассивный переход между институциональными условиями и действиями человека. Это означает, что исследователям требуется внедрять культурно-социологические подходы, разработанные в последние десятилетия, и аргументированно доказывать их обоснованность не только во многих эмпирических областях, но и в социологии образования, что невозможно без учета проблем межкультурной коммуникации.

Программа Конференции