Оглавление книги                Другие публикации                            Глава 1.

ЦЕНТР СОДЕЙСТВИЯ ИНТЕГРАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ НАУКИ

(ЦЕНТР "ИНТЕГРАЦИЯ")

 НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ ФИЛОСОФИИ И ПРАВА СО РАН

 

Н.С.Розов

ФИЛОСОФИЯ И ТЕОРИЯ

ИСТОРИИ Книга первая. ПРОЛЕГОМЕНЫ

Москва 2002

УДК 08  ББК 63.3(0); 60.58; 71.0; 87.3   ISBN 594010-127-5

В книге излагаются основные идеи и предварительные результаты исследований по философии истории, теоретической истории и макросоциологии. Данная тематика является пересечением широкого круга областей исследования, таких как: социальная философия, логика и методология социальных наук, геополитика, геоэкономика и геокультура, теоретическая социология, культурология и теория международных отношений, теория и история цивилизаций, социальная, политическая и культурная антропология и др.

Проведено философское обоснование теоретической истории как самостоятельной и перспективной дисциплины, развернуто представление о взаимоотношении теорий, парадигм и исследовательских программ, описаны наиболее яркие и плодотворные подходы и результаты исследований по теоретической истории в современной зарубежной науке (Р.Карнейро, Р.Коллинз, Т.Скочпол, А.Стинчкомб и др.), проведен обзор современных альтернативных взгляддов на периодизацию Всемирной истории и предложен новый философски и теоретически обоснованный вариант периодизации, представлены концепции социальной онтологии, модели динамических стратегий, базовых факторов социальной эволюции. Рассмотрены проблемы современного кризисного развития философии и факторов изменения долговременной значимости философских проблем. Представлена идея номологического синтеза социальных наук на основе интеграции накапливаемых проверяемых теоретических результатов.

Настоящее издание может быть использовано в планировании самостоятельных исследований, в преподавании и изучении университетских курсов по всем указанным выше дисциплинам, при самостоятельной подготовке аспирантов по соответствующим специальностям. Книга предназначена для всех интересующихся философскими и теоретическими вопросами истории.

 

Издание поддержано Центром "Интеграция"

С                                          Н.С.Розов

С.........................Центр "Интеграция"

ПРЕДИСЛОВИЕ

Три направления мышления в современной России

Почему философия истории? Россия или мир?

Глобализация пространства и времени

Три направления мышления в современной России

Начало ХХI  столетия в России- время надежд и разочарований, тревоги и горечи, поиска духовных опор и ориентиров. Социальные и политические потрясения положили конец ясности во всех станах мировоззрения и идеологии. Ситуация мировоззренческой неопределенности и социальной тревоги располагает к появлению широкого веера возможностей мышления, но пока все имеющееся разнообразие поисков и подходов можно сгруппировать в три основных мыслительных направления.

Традиционалистское направление удручено коррозией идеалов и ценностей, полная противоречий современность представляется ему ведьминым шабашем. Это направление взыскует утерянную ясность, но для надежности обращает взор только назад - к временам, когда, как представляется, эта ясность имела место. Это путь так называемого возрождения традиций. Возрождают русскую религиозную философию, гегельянство, платонизм и неоплатонизм, а в социальной и политической философии становятся вновь популярны российская имперская идеология, государственное православие, марксизм, "очищенный от ленинизма", ленинизм, "очищенный от сталинизма" и т.п.

Занесенный парижским ветром в нашу столицу, уже с восторгом неофитов подхвачен в городах и весях России новомодный анти-рационализм. Это направление исходит из того, что крах прежних ясных постулатов и принципов означает дискредитацию самой идеи последовательного, логического, рационального мышления. В истории философской мысли такой откат происходит не в первый и, видимо, не в последний раз. Достаточно вспомнить Тертуллиана, Паскаля, Шопенгауэра, Ницше, Шестова. И сейчас вновь в моде разговоры о том, что "исчисляющее" или "колонизующее" мышление умерло, гибнет или должно быть повержено, а все попытки мыслить логически строго, последовательно, ответственно означают откат назад или даже эксгумацию покойника. Чтобы покрепче утоптать эту могилу, на ней устраиваются разного рода мистико-эзотерические, психокосмические и постмодернистские пляски.

Третье направление, рационалистическое, но не традиционалистское, занимает невыгодную, непопулярную позицию, оно не так заметно и шумно, как первые два, но сохраняет достаточно сильные позиции в среде академической и вузовской науки. (Достигли своего "акме" люди, чье мировоззрение формировалось в период "оттепели" и в одной из немногих ниш относительно свободного философского мышления в "морозные 70-е" - в области логики и методологии науки.)

В мировой науке к этому направлению следует отнести традицию кибернетического, системного, -функционалисткого подходов, которые не погибли, но болезненно пережив избавление от иллюзий 50-70-х гг., отошли в тень, глобально-экологические исследования, начатые под эгидой Римского клуба, анализ мировых систем, некоторые версии цивилизационного подхода, геополитики, теории социальных изменений, социальной эволюции, хаоса и порядка и др. Если говорить об именах, то назвать нужно прежде всего И.Пригожина, И.Валлерстайна, А.Г.Франка, Ч.Тилли, Р.Коллинза, Дж.Модельского, К.Чейз-Данна, Т.Холла, Д.Уилкинсона, Д.Широ, М.Манна, С.Сандерсона, Г.Снукса. Эта традиция может быть представлена и более известными именами предшественников. Среди них- Б.Рассел, Р.Коллингвуд, П.Сорокин, К.Поппер, Б.Малиновский, А.Кребер, Л.фон Берталанфи, К.Боулдинг, Ф.Бродель. В современной отечественной науке, на мой взгляд, рациональное инновационное направление с успехом реализуется в работах системщиков Н.Моисеева и С.Никанорова, историка И.Дьяконова, культурологов С.Аверинцева, А.Жолковского, В.Михайлова, С.Лурье, философов В.Степина, В.Лекторского, П.Гайденко, Ю.Давыдова и др. Как видно, это направление весьма широкое и представительное, отнюдь не сектантское. При всей его широте и гетерогенности все же попытаемся сформулировать его внутренний объединяющий принцип.

Новые проблемы требуют новых подходов мышления, но не менее строгих, рациональных, ответственных, чем прежние. Прежнее мышление формировалось в контексте прежних проблем и было им адекватно (когда более, а когда менее). В мышлении прошлого не найти никакого "философского камня" - панацеи на все случаи жизни и волшебных палочек-выручалочек. Безнадежны попытки вернуться к "незамутненной истине прошлого", очистившись от "скверны" традиционных или новейших наслоений. В то же время, бесперспективно играть с мыслительным наследием в досужие пасьянсы, объявив его набором "дискурсов" и раскладывая их элементы в новые комбинации. Мыслительную традицию необходимо воспринимать всерьез, черпать из нее идеи, но никогда не отказываться от сомнения и критики. Только при освоении этого интеллектуального потенциала могут появиться действительно новые и адекватные нынешним проблемам подходы мышления.

В данной работе выбрано третье, наиболее трудное, нередко идущее против течения, и, возможно, неблагодарное направление ответственного рационализма.

 

 Почему философия истории? Россия или мир?

В выборе предмета, разумеется, повинен субъективный интерес автора, однако и он не случаен.

Россия продолжает переживать очередной переломный период. Все аспекты жизни общества (политика, экономика, право, культура, труд, мораль, информация, многообразие институтов и отношений) значимы в этом переломе, но адекватным для анализа является только масштаб истории. Вместе с тем здесь нас интересуют не столько достоверность отдельных фактов и последовательность событий, и даже не выявление конкретных причин явлений, сколько сцепление, общая направленность, смысл тенденций развития мировой и российской истории. Интересует также будущее, заниматься которым историкам заказано. Вот почему данная работа посвящена философии и теории истории, а если учесть выбранное третье направление мышления, то строиться будет рациональная философия истории втесной связке с теоретической историей.

Всеобщий характер философского мышления требует расширения рамок анализа. Существуют история России, история Сибири, история Москвы и Петербурга. Наряду с историями каждой нации и государства активно пишутся истории городов, провинций (областей, губернии, земель, кантонов, штатов и т.д.), имеются истории отдельных сел, деревень, даже домов и семей. Однако не может быть философии истории России, равно как философии истории Турции, Китая, Бразилии или США, философии истории Франции, Англии, Германии или Италии. В принципе "национальная" философия истории - это не меньший абсурд, чем философия истории Сибири, Нечерноземья или Чукотки, философия истории Швабии, Уэльса, Бургундии или Алабамы.

Философия истории может быть только философией Всемирной истории, а составными частями последней выступают частные истории разных цивилизаций и стран, городов и провинций.

Как же быть тогда с почтенной отечественной историософской традицией П.Чаадаева, славянофилов, К.Леонтьева, Н.Данилевского, В.Соловьева, Н.Бердяева (разумеется, список далеко не полон)? В трудах авторов этого ряда , как правило, можно выявить совмещение нескольких слоев: философско-культурологическое осмысление истории России, варианты схем философии всемирной истории, центрированной на России, элементы славянофильской или западнической, имперской, теократической или иной идеологии.

Рассуждения об особой (например, нравственно-религиозной) миссии своей страны, идеи национальной центрированности всемирно-исторического процесса отнюдь не являются специфически российским изобретением. Издавна они не в меньшей степени были характерны для древних восточных империй, Китая, Рима, Византии, Персии, Турции, Франции, Великобритании, Германии, а с недавнего времени - для США и Японии. Поговорив с иным поляком или грузином, можно с интересом обнаружить, что все глубинные причины и силовые линии всемирной истории неизменно сходились в одном центре - соответственно в Польше или Грузии. Уже упоминавшийся выше Иммануил Валлерстайн, основатель анализа мировых систем, обсуждавший эти проблемы с представителями десятков стран мира, утверждает, что эксклюзивизм (идея собственной нацианальной исключительности и "особого пути") есть явление т и п и ч е с к о е, чуть ли не повсеместное.

Вопрос о том, центрирована ли в действительности Всемирная история на той или иной стране, - оставим пока открытым, согласимся только, что философия истории должна относиться ко всей истории человечества, но не к истории одной страны (по любопытному совпадению всегда собственной страны автора). В то же время, нельзя отменить особый интерес философа истории и большинства его читателей к осмыслению собственной национальной истории, поэтому специальный разговор о России, конечно, будет, но в контексте общего философского исследования Всемирной истории.

 

Глобализация пространства и времени

Современный глобальный кризис также требует специального философского и теоретического осмысления процессов Большой истории, начинающейся с палеолита и неолита, когда произошли принципиальные трансформации в отношениях между природой и одним из биологических видов - становящимся человеческим родом. Наряду с содержательным контекстом следует иметь в виду и символическое значение приближающейся календарной вехи.

Только что прошел  ХХ век, теперь о нем будем учиться говорить как о прошлом веке, учиться осознавать себя люддьми третьего тысячелетия. Какими бы рационалистами мы ни были, а магия цифр действует, тем более нерационально не учитывать массовость и мощь этого воздействия на общество.

Интерес к философии истории уже велик, он будет расти дальше и отнюдь не сводится к гипнотическому действию круглых дат. Общеизвестно, что в настоящее время неуклонно и большими темпами идет экономическая, технологическая, экологическая, информационная интеграция мирового пространства. Эта глобализация пространства не может не притягивать мышление. Разум же устроен так, что путь, проложенный в одном направлении, непременно будет опробован во всех смежных направлениях. Поэтому осмысление глобализации пространства неминуемо усиливает интерес и тягу к осмыслению глобального времени - времени Всемирной истории.

Императив мировоззрений будущего - учитывать как аспект глобального пространства (хотя бы для спасения от экологических и геополитических опасностей), так и аспект глобального времени, хода истории человечества. Понять свое место и предназначение в мире и истории - таков будет важнейший мировоззренческий запрос новых поколений. Именно ответом на этот вызов должна стать рациональная философия истории, тесно связанная с теоретической историей. Ни одна, ни несколько книг такую задачу не решат, в лучшем случае может быть прочерчен путь к решению и дан его общий абрис.

Представленные в этой книге опыты потому и названы так, что не претендуют на сколь-нибудь законченное и систематическое представление проблематики. Скорее это попытка с помощью демонстрации ярких успехов, достигнутых в мировой мысли последних десятилетий, собственных усилий в проблематизации и концептуализации сложной области философии и теории истории, показать возможности открытия новых интеллектуальных перспектив.

 

Оглавление книги                Другие публикации                            Глава 1.