Оглавление книги                                                                                                               Другие публикации

ЦЕННОСТИ
В ПРОБЛЕМНОМ МИРЕ:

философские основания
и социальные приложения
конструктивной аксиологии

 

 

 

 

 

Н. С. Розов

 

Новосибирский  государственный  университет

 

 

Новосибирск
1998

 

ББК 60.508.0

УДК 124.5

Р 650

 

Розов Николай Сергеевич. Ценности в проблемном мире: философ­ские основания и социальные приложения конструктивной аксиологии. Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та. — 1998. — 292 с.

ISBN 5–7615–0455–3

Книга посвящена обоснованию ценностного сознания как новой формы мировоззрения, сочетающей широкую терпимость к разнообразию культур, убеждений, интересов с ригористической защитой кардинальных ценностей — основных жизненных и гражданских прав человека. В ней рассмотрены исторические, историко-философские и этические предпосылки и основания ценностного сознания и общезначимых ценностей, заданы принципы конструктивной аксиологии как направления систематической рефлексии, критики и обновления ценностных систем. Эти идеи и понятия использованы для постановки и эскизного решения глобальных проблем устойчивого развития, разрешения и конструктивизации конфликтов, в частности, территориальных, связанных с контролем над ресурсами, а также проблем международных и национальных требований к социально-гуманитарному образованию.

Для философов, культурологов, политологов, преподавателей вузов, работающих в сфере социально-гуманитарного образования.

 

Результаты получены при поддержке
Института открытого общества (Прага)
грант № 637\94

 

 

ISBN 5–7615–0455–3                                                                                                                                                                                                                                                                                        ã Н. С. Розов, 1998

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Это книга о современных общезначимых ценностях и о цен­ностном сознании как новой форме мировоззрения.

Что происходит с религиями, мифами, идеологиями, убеждениями, принципами, ценностями в нынешний переломный период развития человеческой цивилизации?

Можно ли совместить убежденность каждого сообщества в верности своей картины мира, истинности верований, спра­ведливости установлений с их разнообразием и противоречивостью?

Есть ли общий фундамент у разных систем ценностей? Имеют ли ценности объективную природу? Каким образом их можно познавать? Ценности вечны и только обнаруживаются в определенное время или, напротив, они возникают в истории и их можно целенаправленно обновлять и конструировать?

Где проходит граница между толе­рантностью и опаснос­тями морального релятивизма? Каковы именно общезначимые ценности, как они соот­носятся между собой и с другими ценностями?­

Как соотнести высокие абстрактные теории ценностей с современным миром, полным неразрешенных проблем и конфликтов: с глобальными проблемами массового голода, бед­ности, перенаселенности, загрязнения среды, исчерпания ресурсов; с реальностью жестоких кровавых конфликтов, разгорающихся почти во всех регионах мира; с практическими проблемами систем масс-медиа и образования, которые в наибольшей степени ответственны за фор­мирование мировоззрения нынешнего и будущих поколений?

Эти и связанные с ними вопросы являются предметом фило­софских рассуждений и построений данной книги.

Несколько слов о стиле книги.

Русская философия после десятилетий псевдомарксистского самоугнетения вновь стоит на перепутье. Одни философы отправились по надежному пути возрождения русской рели­гиоз­но-философской традиции с идеями всеединства, собор­ности, духовности, софийности. Вновь толкуются и перетолковываются труды К. Леонтьева, Н. Федорова, В. Со­ловьева, Н. Бердяева, С. Булгакова и др. Дорога эта сейчас широкая, торная, только ведет она назад — к очередному для России религиозно-идеологическому официозу, опасному для свободной мысли.

Других подхватил модный западный ветер пост­модернизма с его “языковыми играми”, “потоками интенсивностей”, “деконструкциями”,  “гиперреальностями” и прочими новинками. Здесь есть и свои кумиры: Ж. Деррида, Ж.-Ф. Лиотар, Ж. Бодрийар, Р. Рорти. В постмодернизме философский “дискурс” нередко изящен и ироничен, часто невразумителен и почти всегда безответственен.

Пустует только трудная тропа рацио­нальной, продуктив­ной, интеллектуально и этически ответственной философии. Здесь есть свои принципы мышления (отвлеченно умственные, с точки зрения русской религиозно-философской традиции, и авторитарные, устаревшие — с точки зрения постмодер­низма): ясно ставить вопросы и задачи; явно определять понятия и в дальнейшем опираться на эти определения; подчинять мысль только сознательно принятым предпосылкам, которые могут быть оспорены и пересмотрены, но не подчинять мышление никаким дог­матам или авторитетам, в том числе религиозным, идеологическим, политическим или структуралист­ским. Такой стиль философствования имеет свои почтенные корни и традиции. Я утверждаю, что так работали Платон, Аристотель, Декарт, Лейбниц, Дж. Локк, И. Кант, Г. Риккерт, М. Вебер. В ХХ веке эту традицию про­должили Б. Рассел, К. Поппер, К. Боулдинг, Дж. Роулз, И. Вал­лер­стайн, Р. Коллинз.

Направленность на мыслительный ре­зультат, привержен­ность строгости рас­суждений неизбежно наносят ущерб изящ­ности, легкости и увлекательности изложения. Читателю приходится настраивать себя не на услаждение души, а на усилие ума, определенное интеллектуальное напряжение. Вместе с тем, никаких гарантий истинности рациональная философия не дает. Суждения обосновываются только в рамках принятых предпосылок, которые сами могут быть оспорены. Важно, чтобы было, с чем спорить. Только тогда можно надеяться на поступательное и небесполезное продвижение философского мышления.

Коротко скажу об общей структуре книги. В первой части с разных сторон делаются подходы к центральной идее книги — ценностному сознанию как новой форме мировоззре­ния, принимающей ведущую роль от религий и идеоло­гий, вбирающей их в широкое пространство ценностной ком­муникации. Это обсуждение  исторических  закономер­ностей  смены ведущих  форм  миро­воззрения — движения от мифов к религиям и идеологиям, переосмысление этики Канта и его последователей, анализ всего спектра европей­ских этичес­ких теорий.

Во второй части в концепциях общезначимых ценностей и конструктивной аксиологии фиксируются важнейшие понятия, принципы, критерии ценност­ного сознания. Эти философские результаты используются для постановки и эскизного решения проблем, которые достаточно условно поделены на три большие группы:

— проблемы устойчивого развития (голод, бедность, перенаселенность, неравенство доступа к мировым ресурсам);

— разрешение межнациональных конфликтов по контролю над ресурсами;

— задачи социально-гуманитарного образования как важ­ней­шего канала формирования мировоззрений.

В Приложении представлены три научно-публицистические статьи, трактующие современную ситуа­цию в мире и России с точки зрения идей ценностного сознания и конструктивной аксиологии.

Итак, это книга отчасти теоретической, отчасти практической направленности, книга о ценностях современного, полного проблем и конфликтов мира. С высказанными в ней суждениями можно и нужно спорить, но не замечать поднятых проблем нельзя: слишком настойчиво стучится в двери грядущая нелегкая эпоха.

 

 

Автор

 

Оглавление книги                                                                                                           Другие публикации