другие публикации

ЦЕННОСТИ
В ПРОБЛЕМНОМ МИРЕ:

философские основания
и социальные приложения
конструктивной аксиологии

 

Н. С. Розов

 

 

o      Скачать книгу целиком (HTM-файлы в rar-архиве 289 кб)

 

Новосибирский  государственный  университет

 

 

Новосибирск
1998

Розов Николай Сергеевич. Ценности в проблемном мире: философские основания и социальные приложения конструктивной аксиологии. Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та. — 1998. — 292 с.

ISBN 5–7615–0455–3

Книга посвящена обоснованию ценностного сознания как новой формы мировоззрения, сочетающей широкую терпимость к разнообразию культур, убеждений, интересов с ригористической защитой кардинальных ценностей — основных жизненных и гражданских прав человека. В ней рассмотрены исторические, историко-философские и этические предпосылки и основания ценностного сознания и общезначимых ценностей, заданы принципы конструктивной аксиологии как направления систематической рефлексии, критики и обновления ценностных систем. Эти идеи и понятия использованы для постановки и эскизного решения глобальных проблем устойчивого развития, разрешения и конструктивизации конфликтов, в частности, территориальных, связанных с контролем над ресурсами, а также проблем международных и национальных требований к социально-гуманитарному образованию.

Для философов, культурологов, политологов, преподавателей вузов, работающих в сфере социально-гуманитарного образования.

 

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие ...................................................................... 5

Ч 1

1.1. ИСТОРИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ
РАЗВИТИЯ МИРОВОЗЗРЕНИЙ 
..................................
11

Время и ценности — 11. Гипотеза системного соответствия — 13. Понятийная конструкция социо­культурной синхронии — 14. Формы миро­воззрения — 16. Миф, религия, идеология — 16. Типы исторических сис­тем — 18. Традиционное общество и миф — 20. Аграрные империи и религии — 21. Индустриальные государства и идеологии — 24. Особенности идеологий — 26. Становление партийности идеологий — 26. Общность идеологий — 27. Лидерство идеологического сознания в индустриальную эпоху — 28. Мегатенденции мирового развития и формы мировоззрения — 29. Мега­тенденция III и требования к формам мировоззре­ний — 33. Мегатенденция III и ценностное сознание — 34.

Выводы: историческое рождение ценностного сознания — 36

1.2. ПРЕДПОСЫЛКИ ТЕОРИИ ЦЕННОСТЕЙ в этике
ИММАНУИЛА КАНТА ................................................ 39

Ценности в этике Канта — 39. Императивы — 40. Царство целей и ценности — 40. Априоризм Канта — 41. Два ряда понятий — 42. Счастье и долг — 42. Социокультурный контекст этики Канта — 43. Кант - Сократ Нового времени — 44. Кант и последующая история мышления — 45. “Правила игры” в философии Канта — 46. Социокультурная специфика вместо всеобщности — 47. Историзм вместо вневременнос­­ти — 48. Функционализм культуры вместо автономности разума —49.

Выводы: смысловые возможности кантовской этики — 50.

1.3. ЦЕННОСТНОЕ СОЗНАНИЕ
И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЕВРОПЕЙСКОЙ ЭТИКИ 
                 
52

Соотнесение с религиозными и идеологическими ценностями — 52. Этика ценностного сознания — 53. Типы этических теорий — 54.  Описа­тельная этика, нормативная этика и метаэтика55.  Когнитивистские и некогнитивистские теории — 57. Натуралистские и ненатуралистские теории — 59. Субъективистские и объективистские теории — 60. Интенциональные и неинтенциональные этики — 60. Монистические и плюралистические теории — 61. Десизионизм и конвенциализм 63. Рацио­нализм, альтруизм и теория социальных предпочтений — 65. Утилитаризм — 67. Натурализм — 68. Априоризм — 69. Эмпиризм — 70. Опытная познаваемость и объективность ценностей: за и против — 71.

 Выводы: результаты ценностного переосмысления европейской этической традиции — 78.

1.4. ЦЕННОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ЭТИКЕ ................. 79

Три сферы практического разума по Хабермасу79. Хабермас о коммуникации в моральной сфере — 80. Основания морали в современном априоризме — 82. Ценности и обязанности — 84. Ценности и интересы — 85. Специфика нормативного знания и проблема обучения нормативным способностям — 87. Принципиальное различие в ­познании сущего и должного — 91. Проблема объективности ценностей — 93.  Этика объективного долга Франца фон Кучеры95. Этика не только социальна — 100. Права и ценности — 100. Абсолютна ли ценность челове­ческого достоинства? — 101. Права личности или права человека? — 103. Первичное экзистенциальное решение — 104. Монизм или плюрализм — 105. Этика долга и этика ценностного сознания — 106.

Выводы: онтологический статус ценностей и требования к ценностному сознанию — 108.

 

Часть 2

2.1. КОНСТРУКТИВНАЯ АКСИОЛОГИЯ
И ОБЩЕЗНАЧИМЫЕ ЦЕННОСТИ  
........................
111

Зачем нужна конструктивная аксиология — 111. Понятие ценности — 113. Историчный платонизм — 114. Принципы конструктивной ак­сиологии — 116. Постулат генерализации — 117. Общезначимость ­вместо всеобщности — 118. Критерий установления общезначимых ценностей — 120. Кардинальные ценности — 121. Субкардинальные ценнос­ти — 122. Этосные ценности — 123. Общезначимые ценности и глубинные предпочте­ния — 124.Общезначимые ценности и Всеобщая декларация прав — 128. Этика ценностного сознания как логическая конструкция — 129.

Выводы: ценностное сознание как глобальная этика — 135.

2.2. УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ И ЦЕННОСТНОЕ СОЗНАНИЕ                   137

Понятие устойчивого развития — 137. Устойчивое развитие и миро­вые мегатенденции — 141. Ценностное сознание и устойчивое развитие в проблемном мире — 143. Войны и вооруженные конфликты — 145. Локальные экологические и стихийные бедствия — 147. Перенаселенность, голод и бедность — 148. Социальная безответственность и культурная деградация — 151.

Выводы: перспективы аксиологической поддержки движения к устойчивому развитию — 152.

2.3. ЦЕННОСТНЫЙ ПОДХОД
К РАЗРЕШЕНИЮ РЕСУРСНЫХ КОНФЛИКТОВ 
.....    
153

Контроль над ресурсами - стержень конфликтов — 153. ­Конфликты в мировой истории — 155. Глобализация конфликтов - реальная перспек­тива — 157. Принципиальные переговоры как технология конструк­тивного разрешения конфликтов — 161. Метод принципиальных пе­реговоров и ценностное сознание — 164. Четыре класса конфликтных ситуа­ций — 166. Три уровня разрешения конфликтов — 170. Неотложные мирные переговоры — 171. Готовность к углубленным перего­ворам — 173. Углубленные переговоры: роль общезначимых ценностей — 175. Согласительная комиссия или третейский суд? — 177.  Вы­движение вари­ан­тов решений с основаниями — 178. Этапы обсуждения проектов — 179. Ценностные приоритеты распределения спорных ресур­сов — 186.  Подход к конструктивизации ресурсных конфликтов — 188. Задачи и функции конструктивизации ресурсных конфликтов — 189. Структуры, обеспечивающие конструктивизацию ресурсных конфликтов — 190. Источники финансирования работ по конструктивизации ресурсных конфликтов — 190. Опасности предложенного подхода и пути их прео­доления — 191.

Выводы: разрешение конфликтов на основе общезначимых ценностей — 192.

2.4. СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
К СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ 
                     
193

Постановка проблемы — 193. Единообразие требований или вузов­ская автономия? — 194. Ценности гуманитарного образования — 195. Структура требований — 200.  Международные требования к ­социально-гуманитарному образованию в высшей школе — 201. Федеральные требования к социально-гуманитарному образованию в высшей школе России — 207. Форма региональных требований к социально-­гуманитарному образованию — 211. Вузовские требования к социально-гуманитарному образованию — 213. Вариант требований к содержанию социально-гуманитарного образования в высшей школе — 214.

Выводы: перспективы социально-гуманитарного образования на пороге третьего тысячелетия — 217.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

ТРЕТИЙ ПУТЬ

Статья первая

ТРИ НАПРАВЛЕНИЯ МИРОВОГО РАЗВИТИЯ:

Россия и мир — 221. Частная собственность: препятствие на пути к устойчивому развитию? — 222. Собственность как “помеха для прогресса”: ошибка Карла Маркса — 222. Принцип собственности и со­временные глобальные проблемы — 223. К новому международному праву — 224. Преодолеть пропасть неравенства — 225. Постколониализм — 226. От нового глобального права к переориентации экономики — 227. Интересы мировой элиты против прекраснодушных надежд — 227. Готовиться к глобальному перелому — 228. Мегатенденция I и либертариан­ство в России — 230. Мегатенденция II: Возврат России к плановой экономике и закрытому обществу — 230. Мегатенденция III: каков третий путь для России? — 231.

Статья вторая

ВОЗМОЖНА ЛИ СВОБОДНАЯ КОНКУРЕНТНАЯ ЭКОНОМИКА
В РОССИИ?
 
................................................................... 233

Извинение дилетанта — 233. Первая кардинальная проблема — 233. Вторая кардинальная проблема — 234. Третья кардинальная проб­лема — 235. Системное решение — 236. Суть долговременной стратегии — 237. Общественный и правовой контроль — 237. Какой “экономический бум” нужен России? — 239. Перекосы экономической активности — 240. Земля: первый ключ к реформам — 241. Освобождение от налогов: ключ к новому экономическому буму — 243. Зачем чиновникам свободная экономика? — 244. Ключ к реформе аппарата государственной экономики — 245. Абсурд и надежды — 246.

Статья третья

ОВРАГИ И ГОРИЗОНТЫ .................................................. 248

Постановка вопроса — 248. Архетип российской власти — 249. Билль об Экономических Правах — 250. Как решать имущественные конф­ликты? — 252. Право и власть в российском менталитете — 253. Почему мы не любим “капиталистов” — 255. Оборонное сознание — 255.Возможна ли трансформация менталитета? — 256. Поражение как плодотворный урок — 257. Оглянемся на историю — 258. Традиция “Домостроя” — 259. Правовые гарантии — 261. Новое российское до­стоинство — 262. География и пространство России - богатство возможностей развития — 262. “Верхняя Вольта с ракетами” или культурная держава? — 263. Свободная Россия - новый полюс культурного и геополитического влияния — 264.

Примечания И ЛИТЕРАТУРА ................................... 265

english summary......................................................... 271

 

o      Скачать книгу целиком (HTM-файлы в rar-архиве 289 кб)

 

 

другие публикации