Выступление
на 3-х Ходорковских чтениях «Российские альтернативы» (Москва, 24 октября
Н.С. Розов: Дорогие друзья, меня зовут Розов Николай Сергеевич, профессор философии из Новосибирска. Прилетел сюда из того самого аэропорта Толмачево, где в 2003 году был арестован Михаил Ходорковский. Почему-то есть иррациональное чувство горечи за Новосибирск… И еще об одном сибирском городе – Чите. Я там читаю иногда лекции, разговариваю с людьми. С удовольствием вам скажу, что в целом и молодежь, и другие жители, и даже чиновничество в Чите очень хорошо относятся к Ходорковскому. Когда приводят гостей в музей декабристов (там есть такой), то говорят: «Добро пожаловать в Читу – город первых и последних политических ссыльных».
Я бы как-то хотел реабилитировать Сибирь, но на своем — интеллектуальном — поле. Я занимаюсь изучением макроисторических процессов. Мои коллеги и учителя — Иммануил Валлерстайн, Рэндалл Коллинз. Несколько лет назад мы перевели огромную книгу Коллинза «Социология философии: глобальная теория интеллектуального изменения». Уже много лет занимаюсь российскими циклами, и это прямо относится к нашей сегодняшней тематике.
Разумеется, 2003 год с арестом
М.Б.Ходорковского как поворотным пунктом – это авторитарный откат, за которым
примерно с
Кризис – это ситуация бифуркации, и здесь возникает множество альтернатив, ведущих к разным социально-политическим траекториям. Есть очень богатый инструментарий макросоциальных исследований, и я попытался их применить, чтобы проследить, что же это будут за траектории. Придется идти, как по лезвию бритвы. Есть очень глубокие колеи в развилках, ведущие к неблагоприятным сценариям (повторению накатанных столетиями циклов), и очень узкие трудные тропинки в тех же развилках, ведущие к чему-то более приличному.
Кризис, как здесь уже говорилось, - это политическая перспектива расползания «вертикали власти». К чему это может привести? Первая развилка такова: кто-то (или прежняя, или новая правящая группа) захватывает всю полноту власти, и вместо слабого авторитаризма (а он у нас слабый, потому что есть борьба кланов) мы приходим к диктатуре. Это не самое приятное, но вполне соответствует стереотипам «сильной руки», «хозяина», «порядка» и т.д.
Другая альтернатива – полиархия, то есть появление нескольких автономных центров силы со своими ресурсами. Вот здесь очень важно, сумеют они или нет договориться между собой и составить пакт. Тут я должен немного подискутировать теми, кто надеется только на просвещение, выращивание новых поколений и пресловутое медленное вызревание снизу гражданских институтов. Мимо пакта - договора автономных центров силы - к демократии не пройти.
Хочу также анонсировать свою статью, где расписаны эти развилки и очень детально представлены объективные структурные условия для каждой альтернативы и процедурные условия: о чем нужно договариваться, чтобы пройти по тропинке, а не соскользнуть в привычную колею российских циклов. Могу прислать всем, кому интересно, электронный вариант статьи, которая называется «Коллегиально разделенная власть и условия поэтапного становления демократии в России» (Полис, 2008 г., № 5).
Надо сказать, что данная статья получилась весьма пессимистичной, но луч надежды все-таки есть. В исследованиях Михаила Афанасьева, Андрея Мельвиля показано, что нельзя под одну гребенку оценивать всю элиту. Кроме властной элиты у нас, оказывается, еще есть элита развития. Это примерно вторые-третьи руководящие позиции в самых различных государственных и негосударственных структурах. Не только среди интеллектуалов, но и среди чиновничества, бизнеса, армии и даже части спецслужб есть элита развития, которая вовсе не в восторге от вертикали власти, установившегося режима и проводимого им политического курса, и которая считает, хоть и маловероятным, но предпочтительным для страны именно демократическое развитие с публичной политикой, честной конкуренцией и настоящими выборами.
Сегодняшняя задача интеллигенции, интеллектуального сообщества – превратить эту очень разобщенную элиту развития, говоря словами Маркса, «из класса в себе в класс для себя». Чтобы они осознали себя, осознали свои интересы — а это, прежде всего, личная безопасность и защита собственности.
Элита развития как «класс в себе» — это когда каждого по отдельности можно арестовать, засудить и лишить собственности, если, например, он замечен в симпатиях и поддержке оппозиционных сил.
Элита развития как «класс для себя», благодаря осознанию себя и своих интересов, благодаря взаимной поддержке и солидарности, способна добиться от власти того, чтобы в политической борьбе силовые методы, налоговые и т.н. «правоохранительные» органы больше не применялись, чтобы каждый человек не боялся свободно высказываться в публичном пространстве, в том числе, критично по отношению к власти, чтобы не боялся поддерживать те политические силы и движения, которые считает нужным поддерживать.
В этом аспекте гласный пересмотр дела Михаила Ходорковского и его освобождение могли бы стать крайне значимым символическим актом, ставящим, наконец, предел инструментальному использованию прокуратуры и судов в политической жизни России.
После первого важнейшего сдвига российской политики, уже в обстановке завоеванной безопасности, сами собой будут формироваться автономные центры силы, например, вокруг финансово-промышленных групп, союзов региональных лидеров, новых партий и т.д. Их уже нельзя будет задавить, более того, в условиях усиливающегося кризиса верховная власть будет сама нуждаться в их поддержке, а это уже ситуация торга и переговоров.
Следующая ступенька в трудном подъеме к демократии — это вопрос о том, насколько эти центры силы, включая правящую группу, будут способны договориться между собой. О чем? О порядке мирной политической конкуренции, о том, как, не выкручивая друг другу руки, решать, кто имеет больше прав и возможностей контролировать на определенный срок государственные административные, финансовые и силовые ресурсы, то есть договариваться о порядке цивилизованной борьбы за власть и о порядке мирной смены власти.
А уже после этого и на этой основе можно рассчитывать на возвращение публичной политики, на установление правил настоящей демократии, на восстановление реальных выборов и т.д.
Видеоматериалы на Полит.Ру
1-е выступление - про вероятность
диктатуры и про надежду на «элиту развития»,
Фото с Адамом Михником – «антисоветским русофилом», одним из лидеров польской «Солидарности» (см. о нем в Википедии)