Другие публикации проф.Н.С.Розова

 

Первая статья                                                                                           Вторая статья

 

ПРЕОДОЛЕНИЕ КОЛЕИ ЦИКЛОВ —
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ЗАКОНОВ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИЙ ГРАЖДАНСКОЙ САМООРГАНИЗАЦИИ

Статья третья

 

Н.С.Розов

 

Alma Mater, 2011, №1. С.60-66.

 

 

Представлены основные этапы на пути реальной демократизации как преодоления исторической инерции и выхода из «колеи циклов» на «перевал» — к новой логике развития страны. Использованы универсальные социологические законы выбора стратегий акторами и сформулированы соответствующие требования к начальным стратегиям гражданской самоорганизации в современной России. Показано, почему оптимальным местом для начала таких практик являются ВУЗы и междисциплинарные семинары, с научной и прикладной направленностью. Развернуты подходы к блокированию контуров деградации, превращению их в контуры развития человеческого и социального капиталов.

 

Этапы демократизации и императив смены стратегий

Вначале сформулируем цель социальных изменений в терминах циклической динамики истории России (см. первую статью данной серии). Следует вырваться из колеи циклов, точнее — прорваться такое состояние, где сочетаются государственный и общенациональный успех с высоким уровнем свободы как защищенности прав и свобод граждан.

В других работах [Розов 2008; Розов б/г, гл.14-15] на основе обобщения  многих теоретических и сравнительно-политологических исследований были детально описаны развилки в политическом будущем стагнирующих авторитарных обществ, условия успешного прохождения каждой развилки и соответствующие этапы демократического развития (рис.1):

 

Рис.1. Перевал к новой логике исторического развития как три этапа демократизации (см. также: [Розов 2008, б/г]).

 

Преодоление колеи циклов через эти этапы требует существенной смены стратегий основных акторов.

Основная часть населения (народ, аутсайдеры) по каким-то, пока неясным причинам, должна сменить привычные стратегии приспособления, ухода и агрессивного протеста на стратегию мирного отстаивания своих прав и интересов через требование и осуществление институциональных преобразований.

Элита при отсутствии устрашающего принуждения «сверху» должна (почему-то) отказаться от стратегии присвоения (коррупции, растаскивания государственных ресурсов, обирания населения), принять стратегию ответственного служения, причем, не вождю и начальству, а гражданам.

Правители, опять же по каким-то причинам, должны прекратить метания между устрашающим принуждением (дисциплинирующим элиту) и охранительством (жестким подавлением любых протестов при попустительстве в отношении к набравшей силу и разлагающейся элите), принять вместе с элитой стратегию ответственного служения, причем, иметь для этого достаточные стимулы в плане общественного признания и перспектив достойного отхода от дел.

Разработка условий, при которых данные стратегии окажутся предпочтительнее привычных, выявление возможностей и способов создания этих условий, пути формирования тех субъектов (новых акторов), которые захотят и смогут такие условия создавать — вот неполный, но уже весьма внушительный список проблем, которые настоятельно требуют глубокого осмысления, широких обсуждений и, наконец, практического решения (детальнее об этом см. [Розов б/г, гл.14-17]). Представим здесь только начальные наметки в связи с представленным в предыдущей статье теоретическим аппаратом.

 

Требования к стратегиям —
применение социологической теории

Какую пользу можно извлечь из ранее рассмотренных социологических понятий и законов, социально-ментальных механизмов, порождающих российские циклы?

Вспомним принцип 2: Сочетание выбранных основными акторами стратегий ведет в общем случае к изменению условий их выбора, поскольку изменяются как институциональные, ресурсные возможности каждого актора, так и угрозы, связанные с каждой стратегией.

Иными словами, стратегия хотя бы одного основного актора (его значимой части) должна измениться, чтобы изменились условия выбора стратегий другими акторами, причем в вышеуказанных направлениях. В России обычно уповают на правителей («нового доброго царя», правительство как «единственного европейца») или на элиту («придет новое поколение элиты и приведет к модернизации»), но действительный импульс к позитивным переменам от народа (населения, аутсайдеров в отношении контроля над государственными ресурсами, привилегированного доступа к ним). Точнее, речь идет о той его части, которая: а) недовольна своим положением, ущемлением своих прав и интересов, происходящим вокруг и в стране в целом, б) ориентирована на мирные, конструктивные действия, а не на уход или агрессию.

Именно к этим людям должны быть обращены интеллектуалы, желающие для России свободы, демократии и процветания с разработкой и пропагандой стратегии мирного отстаивания своих прав и интересов через требование и осуществление институциональных преобразований.

Задача изменения условий выбора для других акторов ставит дополнительные условия к этой стратегии. Обратимся к принципу 1. Каждый актор выбирает из имеющегося «меню» стратегий ту, которая:  а) сулит более высокие институциональные позиции, рост доступа к значимым для него ресурсам, контроля над ними; б) не ведет к угрозам относительно имеющихся позиций и ресурсов; в) не противоречит (слишком явно) принимаемым символам и идентичностям.

Прежде всего, необходимо широкое распространение таких символов (идей, идеалов, ценностей, представлений о достоинстве и порядочности), нарушение которых становилось бы несовместимым с идентичностями и институциональными позициями правителей и элиты. Если практикуемые стратегии охранительства и присвоения включают лживость пропаганды, коррупцию с «откатами» и «распилами», рейдерство со стороны «правоохранительных» структур, равнодушие власти к нуждам населения, жестокое подавление реальной оппозиции, мирных выступлений граждан, критики в СМИ, издевательский характер законодательства о выборах, организованные властью фальсификации и проч., то наиболее актуальными символами становятся правда, свобода слова и ее защита, честная игра, соответствие принятых законов принципам права и защиты гражданских свобод, честность и независимость судов, равенство граждан перед законом, общественный контроль над бюрократией и т.п.

Направленность же институциональных преобразований состоит в подкреплении этих символов такими рамками, «красными флажками», чтобы стратегии хищнического присвоения, охранительства, репрессий вели к дискредитации и делегитимации их носителей, как правителей, так и элиты, стали жестко ассоциироваться с угрозами потери позиций и доступа к ресурсам, бесславного изгнания. Напротив, для тех, кто реализует стратегию ответственного служения, нужно изобретать такие ритуалы и символы признания, такие карьерные перспективы, гарантии достойной старости, чтобы сделать эту стратегию максимально привлекательной.

Никакая тихая и спокойная эволюция, никакой самопроизвольный «транзит» не приведут к желаемым результатам. Преобразования должны иметь мирный характер, но неизбежными представляются острые конфликты, борьба, драматические переживания, поскольку для прежних стратегий будут систематически создаваться ограничения и угрозы, будет немало потерявших и недовольных. Ведь согласно принципу 3: изменение этих возможностей и угроз проявляется в систематических неудачах, провалах прежней стратегии, сериях фрустрирующих ритуалов, что ведет к рефреймингу: новому сочетанию символов и фреймов, видоизменению идентичности, смене стратегий и практик. Самое главное: блокировать актуализацию привычных для российских правителей и бюрократов стратегий насилия и репрессий, направить этот рефрейминг в сторону принятия стратегии служения, подкрепить этот выбор признанием и перспективами роста.

Выход из колеи циклов предполагает существенные изменения не только поведения (стратегий и практик) основных акторов, но и их габитусов: фреймов, символов, идентичностей. Поэтому ключевую роль здесь играет принцип 4, фиксирующий условия появления новых габитусов: при рефрейминге человек совершает переход не к латентному, а к новому для данного менталитета габитусу, только при наличии всех ниже перечисленных условий: а) новые символы и фреймы уже присутствуют в дискурсе, циркулируют в общественном сознании (в публицистике, речах лидеров, бытовых обсуждениях); б) появляются группы с регулярными ритуалами, актуализирующими данные фреймы и символы, предлагающие новые идентичности и поведенческие стереотипы, обещающие более привлекательные статус, гарантии безопасности и способы получения дохода; в) индивид получает членство в такой группе, получает надежные статус, безопасность и доход, регулярно и активно участвует в ритуалах.

Этот принцип будет развернут далее в отношении труднейшего начального пункта — формирования субъекта преобразований.

 

От кружков — к переговорным площадкам и сети семинаров

Все начинается с того, что «естественно» появляются инициативные группы (кружки), они регулярно собираются вместе, задумывают свои будущие стратегии, программы деятельности, они же «искусственно» формируют пункты встречи, каналы коммуникации, организационные основы, переговорные площадки для облегчения формирования новых групп, для связи с ними и их поддержки.

«Питательный бульон» для такого рода групп уже есть. Это блогосфера, всевозможные сайты и форумы на социально-политические темы, интернет-сообщества и социальные сети

Здесь уж все чаще звучат призывы типа «пора что-то делать, наконец». Все чаще люди из одного города, желающие что-то изменить в социальном окружении и нашедшие друг друга в сети, начнут встречаться, пусть в самом малом составе (3-7 человек — с таких групп много чего начиналось в истории) [1]. Само по себе это уже эмоционально насыщенные ритуальные действа со своей формирующейся символикой, языком, лидерами и т. п.

Важной перспективной направленностью малых групп является создание «переговорных площадок» для вовлечения представителей местной администрации, бизнеса, населения в коммуникацию по поводу решения социальных проблем, профилактики угроз. Фактически здесь речь идет о сериях новых интерактивных ритуалов с новым составом участников.

Суть эффективной коммуникации — не в разовом решении проблем «в пожарном порядке», а в налаживании институционального режима, способствующего профилактике и успешному решению проблем в будущем. Если это не жесткий приказной режим (для установления которого вся эта коммуникация излишня), то он с необходимостью подразумевает кооперацию заинтересованных сторон. Императив надежного долговременного успеха предполагает свободу и вариативность в выборе методов и подходов, их состязательность.

Почему, собственно, люди будут тратить время и силы на такие встречи? Главной наградой является престиж участия в общественно полезном деле, престиж общения со значимыми, известными фигурами, наконец, общественный резонанс — «паблисити». На начальном этапе оптимальной «рамкой» для коммуникации представляется деполитизированное обсуждение местных социальных проблем, вопросов экономического развития, улучшения условий для бизнеса, для инноваций, проработка проектов институциональных реформ и т. п.

 

Вовлечение граждан — основные типы ритуальных действ

Характер следующего этапа в деятельности каждой группы сильно зависит от решаемых проблем и подхода к ним. Иногда бывает вполне достаточной сетевая структура: люди обмениваются правовой и прочей информацией, формами документов, адресами служб поддержки и т. п.

Однако, согласно теории интерактивных ритуалов, прочные связи доверия, готовность к совместным действиям, взаимные обязательства возникают только при личных знакомствах, собраниях «здесь и сейчас», причем с единым фокусом внимания, общими символами и сильными эмоциями [Collins 2004].

Уличные собрания хороши для привлечения сторонников и мобилизации широких движений. Главная же работа по любой серьезной проблеме включает привлечение специалистов, профессиональные обсуждения, выработку решений, подготовку документов, многократные переговоры с представителями госструктур и бизнеса, мониторинг деятельности; нередко требуются специальные социальные исследования.

Естественное место для локализации такой активности — университеты, академии государственной службы, вузы с профильными факультетами и кафедрами по характеру проблемы. Значимость привлечения студенческой молодежи к общественно-полезной деятельности в плане трансформации менталитета подрастающих поколений вполне очевидна и особых обоснований не требует.

Университет, академия, учебный институт — не улица, сюда можно и нужно пригашать и чиновников, и бизнесменов, и разного рода подвижников, когда обсуждаются насущные проблемы, прямо касающиеся их рода деятельности. Успех в решении этих проблем естественным образом становится и их личным профессиональным успехом, повышающим их статус в главных для них ритуалах и обеспечивающих сообществах, будь то департамент мэрии, управление министерства или местное бизнес-сообщество. Гражданская самоорганизация в  университетских аудиториях, а не на уличных митингах, приведет к действительным позитивным институциональным преобразованиям.

Получается, что наиболее эффективная стратегия трансформации менталитета — это стратегия интеграции представителей разных групп и слоев вокруг деятельного решения реальных социальных проблем.

Сам факт широкого участия в продолжающихся эмоционально насыщенных ритуалах — свидетельство начавшейся перестройки ментальных компонентов: фреймов, символов, идентичностей, мировоззренческих установок и поведенческих стереотипов.

Какие же требуются направления для гражданской самоорганизации, приоритетные темы для обсуждения в университетских аудиториях, чтобы блокировать и обернуть вспять выявленные контуры деградации человеческого и социального капиталов?

 

Обоснование приоритетности социальных сфер

В нашей модели сквозной характер имеют два смысловых центра: люди с их габитусами и стратегиями и институты с разными степенями эффективности и адаптивности. Соответственно, в общем теоретическом плане упор следует делать на 1) сферы, связанные с развитием человеческого потенциала, и на 2) сферы, связанные с повышением эффективности и адаптивности институтов (об императивах изменения ментальных структур и институциональных структур см. также: [Розов б/г гл.16-17]).

В первом пункте решение очевидно, речь должна идти, прежде всего, о развитии образования, особенно, высшего, поскольку именно образованная элита будет, главным образом, определять траекторию национального будущего.

До сих пор всеми «реформами» занималось только государство в лице профильных министерств. Результат плачевен: общий уровень подготовки падает, оценки и дипломы беззастенчиво покупаются, сложился даже некий «общественный консенсус» между вузовской администрацией, преподавателями, студентами и родителями»: первые распределяют деньги, не забывая себя, вторые делают вид, что учат, третьи делают вид (в лучшем случае), что учатся, третьи платят, скорее, за отсрочку от армии и социальный статус ребенка, чем за получение им квалификации. Ситуация радикально изменится только при условии самоорганизации и вмешательства общества: инициативных групп родителей и студентов, бизнес-сообщества и новых государственных структур, всерьез заинтересованных в высокой квалификации выпускников вузов.

В плане развития институтов первоочередным представляется решение локальных и частных проблем, особенно связанных с предоставлением государством публичных услуг и обязанностями граждан перед государством (от всевозможных лицензий, разрешений, справок до проверок, налогов и армейского призыва).

 

Обращение контура человеческого капитала

Как было показано в первой статье, человеческий капитал снижается, когда окружающая индивидов социальная среда систематически производит ритуалы, вызывающие чувства социальной фрустрации, отсутствия перспектив, безнадежности, ощущения непреодолимых разрывов в доходах, классовой пропасти. Негативную роль также играют надежды на ренту — доход от занимаемой позиции, безразлично к усилиям, квалифицированности и эффективности труда.

Соответственно, вмешательство в данный контур деградации должно состоять не в увещеваниях, не только и не столько в государственных затратах на образование, структуры повышения квалификации, на привлечение к спорту и здоровому образу жизни и т. д., сколько на изменение институциональной среды.

Если задача состоит в формировании конкурентно-рыночной направленности личности, со ставкой на хорошее образование и профессионализм, с гражданской активностью, заботой о своем здоровье, то речь должна идти о создании соответствующих структур в университетах, вузах, а затем и для старшеклассников, в которых соответствующие символы и идентичности формировались и подкреплялись. Прежде всего, это конкурсы, олимпиады по самым разным сферам и дисциплинам, открывающие перспективы дальнейшей учебы, социального и профессионального роста.

Разрыв доходов в современной России скандально высок, разумеется, его нужно сокращать через законодательное повышение минимальных зарплат и пенсий, но это большая макроэкономическая проблема, которую тут не решить. Сам разрыв, даже если сократится, все равно будет оказывать фрустрирующее и угнетающее воздействие на «недопущенных к столу». Принципиальное решение состоит в создании, открытии множества социальных «лифтов», в том, чтобы усилия индивида по росту своего потенциала давали отдачу, стимулировали дальнейший рост. Такова сфера негосударственных и некоммерческих организаций, где есть свои возможности роста (экология, социальная работа, изобретательство, организация клубов, правозащитное движение, соседские сообщества по благоустройству окружения, творческие союзы, благотворительные организации и фонды и т. п.).

Пусть в этой области разбогатеть почти невозможно, но социальные лифты, жизненные перспективы отнюдь не ограничиваются деньгами. Контакты, поездки, признание, чувство исполненного долга, благодарность тех людей, которым помог — все это также сильные мотиваторы, иногда даже более могучие, чем тривиальное обогащение или карьера в госструктуре.

Итак, в контур деградации человеческого капитала необходимо ввести новый фактор — уровень развития правовых и прочих условий для конкуренции, роста отдачи от квалифицированного труда, новых социальных проектов, развертывания внегосударственных гражданских и бизнес-структур (рис.2). Тогда образуется новый внутренний контур развития человеческого капитала, а прежний контур деградации усыхает и отмирает.

 

Рис.2. Вмешательство в контур человеческого капитала с целью его обращения из контура деградации в контур развития. Здесь и далее сплошные стрелки — положительные усиливающие связи, пунктирные — отрицательные угнетающие связи.

 

Обращение контура социального капитала

Стратегия обращения данного контура деградации является вполне прозрачной: следует, прежде всего, ослабить, блокировать эти «отравляющие» факторы, обеспечить общественную поддержку новым крупным социально значимым и при этом автономным от государства и властей проектам, их лидерам (рис. 3).

Рис. 3. Обращение контура социального капитала от деградации к развитию.

 

Успех таких проектов станет крайне важным прецедентом, даст толчок новым проектам, что приведет уже «естественным» путем к невидимым, но чрезвычайно значимым следствиям: появлению опыта успешного сотрудничества по социально-значимым проектам вне «вертикали», повышению уровня доверия в обществе, причем, не только между «своими», «близкими», но и между «чужими», «дальними» — потенциальными партнерами, соратниками в общем благом деле; росту социального капитала как способности индивидов, групп, сообществ, фирм к самоорганизации, к масштабному и долговременному сотрудничеству на основе общения, взаимного доверия и ожидания выгод от реализации проекта.

*                     *                      *

Ирония истории заключается в том, что самые разумные и привлекательные идеи зачастую остаются невостребованными (по крайней мере, соотечественниками), тогда как поток событий устремляется совсем в иных направлениях.

Можно уподобить теоретически обоснованные стратегии новым вырытым руслам (каналам), а поток действий, энергий, событий — воде, которая устремляется в том или ином направлении по своим законам.

Привычное, глубокое, пробитое веками русло российской истории — это циклическая динамика, согласно которой нынешняя стагнация через ряд малых кризисов, ужесточений и послаблений завершится глубоким разрушительным кризисом с непременным зигзагом от либерализации к авторитарному откату. Помогут ли высказанные здесь или какие-либо лучшие идеи вырваться из этой колеи, осуществить перевал  и направить исторической динамику России в иное русло — покажет время.

 

Первая статья                                                                                           Вторая статья

 

 

Литература

Паин Э. Распутица. Полемические размышления о предопределенности пути России. М.: РОССПЭН, 2009.

Розов Н. С. Коллегиально разделенная власть и условия поэтапного становления демократии в России // Полис, 2008, №5, с.74-89. Электронный ресурс: http://www.nsu.ru/filf/rozov/publ/krv.htm.

Розов б/г: Розов Н. С. Колея и перевал: макросоциологические основания стратегий России в XXI веке. РОССПЭН (в печати). Информация о книге: http://www.nsu.ru/filf/rozov/publ/kol-per.htm.

Collins R. Interaction Ritual Chains. Princeton & Oxford. Princeton University Press. 2004.

 

 



[1] Об успешных исторических прецедентах крупных гражданских движений, выросших из таких малых групп в Испании, Чили и Италии, см.: [Паин 2009].