Новосибирский государственный университет
Собеседование по менеджменту
Вступительное собеседование по специальности для поступающих в магистратуру ЭФ по направлению "Менеджмент"
Собеседование, которое проводится на английском языке для англоязычных программ и на русском – для русскоязычной, направлено на определение базового уровня в области экономики и управления, выявление мотивации к обучению на программах, предлагаемых ЭФ НГУ, приоритетов в исследовательской и проектной деятельности. Оно позволяет набрать до 100 баллов и содержит следующие тематические блоки:
1. Образовательный бэкграунд – до 10 баллов
2. Общий уровень подготовки в области экономики и управления (см. рекомендации для подготовки ниже) – до 60 баллов- Основы микроэкономики, в т. ч. основные теории спроса и предложения, основы поведения потребителя и фирмы, основные типы структуры рынка.
- Основы менеджмента, в т. ч. структурный, стратегический подходы к управлению.
- Основы управления финансами, в т.ч. временная стоимость денег, структура капитала компании, планирование инвестиций.
3. Мотивация к обучению на магистерских программах ЭФ НГУ, наличие исследовательских интересов, состояние исследований в интересующей области в академической магистратуре/профессиональный и практический опыт (при наличии), наличие идей для бизнес-проектов как основа проектной деятельности в прикладной магистратуре – до 30 баллов.
Программа для подготовки части собеседования в области базовых знаний экономики и управления
1. Основы микроэкономики
a. Основы теории спроса и предложения
Рыночный спрос и рыночное предложение. Детерминанты спроса и предложения. Закон спроса и предложения и их графическая интерпретация. Индивидуальный и рыночный спрос. Индивидуальное и рыночное предложение Рыночное равновесие.
b. Основные теории фирмы. Производство и издержки.
Доход фирмы: общий, средний и предельный доход фирмы. Технология производства и производственная функция. Издержки производства: постоянные и переменные издержки; общие, средние и предельные издержки. Оптимальный объем производства.
c. Структура рынка. Рынки совершенной конкуренции. Рынки несовершенной конкуренции: монополия, олигополия, монополистическая конкуренция.
Литература:
- Мэнкью Г. Принципы микроэкономики: Учебник. – С.-Пб.: Питер, 2012. Части II, V.
2. Основы менеджмента
a. Организационные структуры.
Структура формальной организации: понятие, назначение, механизмы построения. Факторы, влияющие на организационную структуру. Простая структура. Функциональная структура. Дивизиональная структура.
Матричная структура.
b. Стратегическое управление.
Понятие стратегии. Основные составляющие стратегического управления. Уровни принятия стратегических решений. Виды стратегий: портфельная, конкурентная, функциональная.
Литература
- Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. – М.: Гардарика, 2014. Главы 5,7,10.
- Кузнецова С.А. Стратегический менеджмент. – Новосибирск, НГУ, 2008.
- Алябина Е.В. Организационное поведение : учебное пособие. – Новосибирск : ИПЦ НГУ, 2021. Глава 7. https://e-lib.nsu.ru/reader/bookView.html?params=UmVzb3VyY2UtNjc4NA/cGFnZTAwMDA
3. Основы управления финансами
a. Временная стоимость денег.
Понятие альтернативная стоимость денег, настоящая и будущая стоимость активов, ставка дисконтирования, влияние инфляции на временную стоимость денег.
b. Планирование инвестиций.
Методы оценки проектов - срока окупаемости, чистой приведенной стоимости - NPV, внутренней нормы доходности - IRR.
c. Стоимость и структура капитала.
Источники капитала фирмы и их стоимость. Структура капитала.
Литература
- Бригхэм Ю.Ф., Эрхарт М.С. Финансовый менеджмент. Учебное пособие (пер.с англ. под ред. Е.А. Дорофеева) – Издательство «ПИТЕР», 2009. Главы 8, 13, 15