«Человек с точки зрения зоологии – это животное»

7 ноября 2011

Старые новости

НАУЧНАЯ РАБОТА НАД СОБОЙ

Если вам кто-то скажет, что мыши захватили мир, не удивляйтесь. Они уже умеют считать. А там и до государственного переворота недалеко. Та самая «доля правды» в этой шутке в том, что у грызунов действительно обнаружены немалые когнитивные способности. И не только у них. Как вам муравьи, которые выращивают грибы? Или обезьянки, плетущие политические интриги? Что? Вас по-прежнему смущает родство с приматами?

О том, почему не стоит открещиваться от теории Дарвина и для чего нужно изучать поведение животных в нашей постоянной рубрике «Точка зрения» рассказала Софья Николаевна Пантелеева, научный сотрудник лаборатории поведенческой экологии сообществ Института систематики и экологии животных СО РАН, кандидат биологических наук, преподаватель

����������� �1

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ: Мышкин мозг. На что он способен?

В Институте систематики и экологии животных продвинулись достаточно далеко в изучении когнитивных способностей мелких грызунов. Клетки как будто стоят пустые, но на самом деле мыши окопались в своих убежищах и наблюдают за нами тайком. Софья Николаевна пытается выудить одну полевую мышь из клетки. Обеспокоенный зверек покидать свой дом явно не собирается.

– Видите? Спрятался. Сейчас день, а у них активность вечером, – поясняет Софья Николаевна.

Впрочем, появление коричневого пластикового стакана в клетке вызвало противоположную реакцию: мышь тут же забралась внутрь и принялась нетерпеливо вертеться вокруг своей оси.

– Они стакан воспринимают как средство передвижения. Мы их так приучили.

Софья Николаевна отпускает мышь в просторный пластмассовый таз, в который помещены две коробочки, прикрытые листами бумаги. На белых листах изображены черные геометрические фигуры: на одном – пять, на другом – шесть. Сейчас мышонка ожидает привычный экзамен. Нужно будет всего лишь выбрать одну коробочку из двух. Но для этого потребуется проявить свои способности в «устном счете».

– Если он заходит в «правильную» коробку (мы произвольно решили, что это шесть точек), то мышонку полагается награда – орех или печенюшка, – поясняет ход опыта Софья Николаевна. – Три раза обучаем и делаем контрольный тест: не подкрепляем выбор пищей. Если у животного возникла связь между получением приманки и коробочкой с шестью точками, значит, на экзамене он выберет «шесть». Соответственно, если ассоциаций не возникло, будет выбирать случайным образом. Так мы проверяем гипотезу, что «пять» и «шесть» – разные стимулы для грызунов. Вот эта мыша экзаменуется еще с весны.

«Эта мыша» тем временем деловито обнюхала черные фигурки на листах, определила, где шесть, и зашла в нужную коробочку. Снаружи остался только хвост. Однако зверек быстро осознал, что его одурачили, выбрался из коробки и выжидающе уставился на Софью Николаевну: «Ну? Где орех?».

– Молодец! Правильно определил, – угощение не заставило себя ждать. – А вот карты с результатами. Наша статистика.

Таблица, в которой значились пронумерованные мыши, чем-то напомнила мне ведомость за контрольную неделю. Плюсики в графах обозначали успехи грызунов.

– А Вы их как-нибудь называете?

– Очень редко. Мы даем имена только самым выдающимся, – рассказывает Софья Николаевна. – Например, у нас был мышь Николя…

– Почему Николя?

– Он был похож на Николя Саркози… Вот «Одиннадцать» – у нас вообще отличник. У него плюсы за все экзамены. Мы его очень любим за это. Вот – «Один», я его потом Вам тоже покажу, он толстенький такой… «Восемнадцать», тоже умный. Мы его называем Злючка, агрессивный самец.

– Для исследования пол мыши принципиален?

– Различия, конечно, есть. Девочки решают лучше один тип задач, мальчики – другой. Самки лучше находят, что изменилось в окружающей среде. Например, здесь стоял тазик, и его убрали. Самка заметит исчезновение быстрее. Это связано с тем, что они ухаживают за потомством: нечто новое может представлять опасность для детенышей.

– А вообще для чего все эти эксперименты, чтобы рассмотреть данный вид?

– Тут есть более глобальная цель. Наука зоопсихология исследует эволюционные предпосылки для возникновения психики человека. Мы изучаем поведение животного, чтобы через него понять человека.

Продолжение следует после фотографий, описывающих опыт.

����������� �2

����������� �3

����������� �4

����������� �5

����������� �6

����������� �7

����������� �8

����������� �9

����������� �10

����������� �11

����������� �12

����������� �13

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

ГЛАВА №1: Они умнее нас?

– Какие аспекты Вы рассматриваете, чтобы проследить связь между человеком и животным?

– Одна из тем, которой мы занимаемся, – социальное обучение в формировании поведения у животных. Самым социальным животным является, конечно, человек. Культура – это как раз продукт социума.

– Но культура присуща только людям?

– Нет, я бы так не сказала. Некоторые животные тоже имеют свою культуру, традиции. Например, приматы из разных популяций разными способами раскалывают орехи. Культурой это будет в том случае, если передача навыков будет происходить не генетически, а от взрослых к детям – путем обучения.

– И что, действительно можно будет изучить человека, опираясь на эти знания?

– Конечно! Но с другой стороны, нам вообще интересно, на что способны когнитивные способности животных. Есть, например, так называемая видовая гениальность: например, когда животные и птицы прячут пищу в тайниках. А потом зимой находят и едят. Самое удивительное, что существуют виды, способные запомнить сотни тайников. Более того, они знают состояние каждого места: осталось там что-то или уже все съедено.

– Получается, они умнее нас?

– Если мы будем сравнивать детей и некоторых животных, то выяснится, что у животных изначально некоторых способностей больше. Дело в том, что мы не рождаемся с совершенным мозгом. Определенные его структуры должны созреть к тому или иному возрасту. Проведите с трехлетним ребенком такой эксперимент. Возьмите два стакана: один узкий и высокий, другой широкий и низкий. И налейте в оба одинаковое количество воды. Уровень будет разный и ребенок скажет, что воды больше в узком стакане. Только в семь лет дети способны решать эту задачу правильно – в тот момент, когда созреют необходимые для этого структуры мозга.

ГЛАВА №2: Код муравьев

– Значит, среди животных есть свои гении. А знаете, французский писатель Бернард Вербер изложил совершенно фантастическую теорию в книжке «Муравьи». Там написано о том, что у этих насекомых колоссальные когнитивные способности, что они могут узнавать друг друга и делиться информацией. Это правда?

– Среди муравьев есть примитивные виды. У них нет сложных социальных отношений. Они живут маленькими семьями и когнитивные способности у них не большие. А есть вершина муравьиной эволюции. Существуют две группы самых продвинутых. Это, можно сказать, «приматы среди муравьев». За первой вершиной нужно ехать в Южную Америку или, например, в Техас. Там обитают муравьи листорезы. Они организуют целые грибные сады у себя в муравейнике – выращивают грибы на срезанных листьях и потом питаются продуктами своих трудов. Это целая агрокультура.

Вторая вершина – рыжие лесные муравьи. Чтобы посмотреть на них, нужно выйти из главного корпуса НГУ и перейти дорогу. Прямо возле Университетского проспекта начинается огромное поселение этих особенных насекомых. Муравьиное государство продолжается и за Домом ученых.

– А сколько там муравейников?

– Несколько десятков. Мы называем такие структуры колониями, все муравейники связаны между собой. Члены колоний обмениваются пищей, населением. Это огромная «супер-семья». Рыжие лесные муравьи очень хорошо изучены. И у них есть группы особей, которые заточены под определенные задачи. И есть индивидуальное узнавание, в этом автор книжки не соврал. Группа фуражиров – тех, кто ходит за пищей, – связана с разведчиком. Он ищет местонахождение еды, приходит к группе, которая томится в ожидании у входа в гнездо, и передает им информацию, куда надо идти. Делает он это при помощи антенного кода: муравьи постукивают антеннами друг друга.

– Это можно назвать языком?

– Да, это язык. Более того, были изучены некоторые его свойства. В теории информации есть такое правило – чем большее количество информации мы должны передать, тем длиннее сообщение. Так вот, принципы этой теории были применены для того, чтобы изучить язык муравьев. И было выяснено, что эти насекомые могут сжимать информацию! Например, есть сообщение: «Пройдешь один поворот – не сворачивай, пройдешь второй – тоже не сворачивай, пройдешь третий, четвертый, а вот на пятом уже сворачивай». Это длинная конструкция. В сжатом виде она выглядит так: «Пять поворотов пройдешь и направо». И муравьи способны передавать информацию в таком виде.

– А с ними можно будет общаться, зная язык?

– Код еще не расшифрован. Это достаточно сложно. Но разработки ведутся.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ: «Мы никогда не думали…»

– Могут ли муравьи оказаться разумными существами?

– А что такое разум? Если мы определим интеллект как способность использовать свой предшествующий опыт для принятия решения в новой ситуации, то да – животные обладают интеллектом.

– Но человека отличает эмоциональность, способность чувствовать.

– А животные тоже чувствуют. Каждый владелец собаки с уверенностью скажет, что его питомец испытывает эмоции: радость – когда хозяин возвращается, тоску – когда его нет дома. А вот Франц Де Вааль, исследователь приматов, даже изучил политику у шимпанзе.

– Серьезно? У них, наверное, монархия.

– Ну, до демократии им далеко, конечно.

– И нам тоже… Но в чем заключается политика у обезьян?

– Шимпанзе способны интриговать, подстраивать ловушки друг другу, читать эмоции по выражению лица. Лица у них очень выразительные. И наша способность узнавать эмоции по лицу досталась нам именно от шимпанзе. Например, когда человек удивляется, он поднимает брови. Шимпанзе тоже так делают.

– А некоторые люди не верят в теорию Дарвина

– Люди не хотят признать свое родство, почему-то окрашивая животных в негативную окраску. На самом деле не так уж сильно мы отличаемся. Исследователи шимпанзе говорят: «Мы никогда не думали, что нам придется столько изучать человеческих детей». А исследователи поведения детей тоже удивляются: «Мы никогда не думали, что нам столько придется изучать животных». Джон Боулби в своей книге «Привязанность» исследовал, каким образом у приматов происходит взаимодействие матери и ребенка. И он пришел к выводу, что человеческая культура все дальше уводит нас от стереотипов, заложенных природой, и это ни к чему хорошему не приводит. Мать должна носить ребенка на руках, очень много времени проводить с ним. Это важно для формирования социальных связей у человека. Был такой эксперимент: психофизиологи исследовали отличия усыновленных детей от тех, кто вырос в родной семье.

– Усыновленных в каком возрасте?

– До двух лет. Именно этот период является критичным для формирования социальных связей. Есть такой нейропептид окситоцин. Это вещество, участвующее в передаче нервного импульса от одного нейрона к другому или к группе нейронов. Он играет важную роль в формировании полноценных эмоциональных связей между людьми. У ребенка уровень окситоцина начинает повышаться в ответ на контакт с мамой. И у детей, которые живут в биологически неродных, хотя и благополучных во всех отношениях семьях, окситоцина вырабатывается меньше, чем у тех детей, от которых не отказывались. Даже если ребенок и приемная мать находятся в контакте, процесс не запускается.

– А если отношения с приемными родителями такие же близкие, как с родными?

– Все равно гормон вырабатывается в недостаточном количестве. Эти дети уже изначально менее адаптивны к жизни в социуме. Поэтому очень важно, сколько времени ребенок проводит с матерью. Именно изучение материнско-детских связей у шимпанзе помогло ученым, экстраполируя эти результаты на человека, ответить на некоторые вопросы, касающиеся важности связи детей и родителей.

– Получается, «мы – это они». Значит, нам нужно изучать поведение животных из практического интереса?

– Нам нужно понять, кто мы такие. Ну, мы люди, конечно. Но человек с точки зрения зоологии – это животное. Это примат. А раз мы относимся к этому отряду, то имеем что-то общее с обезьянами. Следовательно, изучая животных, мы можем понять что-то о себе.

Подготовила Мария Ерфилова

Теги: