Новосибирский государственный университет
Что такое время и можно ли путешествовать во времени?
28 февраля 2012
Старые новости
Исаак Ньютон считал время физическим, реальным условием существования всех вещей. Иммануил Кант рассматривал время как форму чувственного созерцания, изначально присущего человеческому восприятию. С вопросом «Что такое время?», занимающим умы философов и естествоиспытателей уже более двух тысяч лет, мы обратились к доктору философских наук, заместителю декана философского факультета Никите Владимировичу Головко. Он ведет курс «Философские вопросы научных представлений о пространстве и времени».
– Как бы Вы объяснили ребенку, что такое «время»?
– Вы знаете, любое объяснение кроме: «Время – это то, что показывают часы», потребует определенного абстрагирования. Вчера, сегодня, завтра. Время – это характеристика событий, фиксирующая изменение окружающего мира. Время измеряет последовательность, длительность, «расстояние» между событиями и определенными моментами в настоящем, прошлом и будущем. Хорошим примером, в данном случае, будет календарь. После зимы обязательно наступит лето. Календарь изобрели очень давно. Уже шесть тысяч лет назад люди, анализируя движение Солнца, Луны и звезд могли предсказать то или иное событие, например, разливы Нила. Оставив в стороне психологические особенности восприятия, можно сказать, что сложность в основном связана с тем, что время не имеет наглядной формы и что любые события или действия происходят не со временем, а во времени. У всех окружающих нас предметов есть характеристики, такие как форма, цвет, плотность, вкус и т.д. Характеристика времени отличается тем, что мы не рассматриваем ее саму по себе, а только по отношению к еще более отвлеченным вещам, таким, например, как текучесть настоящего или неотвратимый характер времени, понимаемые как бег песчинок в песочных часах. С первого раза объяснить, что такое время, будет непросто.
– Каким должно быть по Вашему мнению «здоровое» отношение ко времени для современного человека?
– То, что мы воспринимаем как время, по большей части, – иллюзия. Наша память создает образ прошлого. Тот факт, что наше сознание работает, и мы воспринимаем события сейчас, – создает иллюзию настоящего. Представление о будущем – это ментальные репрезентации на основании картины прошлого.
Само понятие о времени является следствием попыток нашего сознания придать осмысленность окружающему миру, фиксируя то, что мир непрерывно изменяется. Нет смысла говорить о субстанциальности времени. Восприятие времени – это результат деятельности сознания. Эволюционно человек приспособлен концептуализировать окружающий мир. Если хотите, это наша особенность как биологического вида, наше эволюционное преимущество – мы интерпретируем ощущения посредством теоретических представлений. Окружающий нас мир меняется. И одну из характеристик этого изменения мы фиксируем как время. В определенном смысле, время – это характеристика событий, которой их наделяет сам человек. Это не значит, что без наблюдателя понятие времени теряет смысл. Напротив, это помогает понять мир. Например, понять то, что через несколько сотен миллионов лет в сутках будет 25 часов. То, что с точки зрения теории эволюции для одноклеточных организмов два миллиарда лет назад не существовало понятий жизни, смерти и времени, в том смысле, как они будут актуальны на следующем этапе эволюции, для многоклеточных. То, что нет смысла задаваться вопросом о времени до Большого Взрыва, также, например, как вопросом о том, можно ли двигаться на север дальше, чем Северный полюс. Наше представление о долготе, широте и полюсах – такие же искусственные концепции, которые помогают организовать события. Конечно, динозавры существовали и вымерли задолго до того, как появился человек. А планета Земля, как и вся Солнечная система, в свое время, сформировалась из пылевого облака. Я говорю о том, что вопрос, скажем, о реальности события в прошлом – это не вопрос о реальности времени как таковом. Время – это характеристика события, которую налагает человек.
Операциональное определение времени – определение времени в терминах повторяющихся событий, таких как движение маятника или колебание атомов кварца в часах, очень удобно: мы строим неизменную шкалу и последовательно расставляем на ней каждое из событий. Однако подобное представление не дает возможности понять природу времени. Изменения происходят, и у них есть причины. В рамках современной научной картины мира, время как характеристика является частью единого 4-мерного пространственно-временного континуума событий. Оно не существует само по себе. Например, если прямо сейчас на Солнце произойдет вспышка, как скоро мы об этом узнаем? Мы узнаем об этом через 8 минут. Именно столько понадобится свету, чтобы пройти расстояние до Земли. Пространство и время связаны в понятии интервала между событиями – вспышкой на Солнце и наблюдением этой вспышки на Земле. Континуум будет играть более фундаментальную роль, и, например, допущение искривления континуума даст нам дополнительную информацию о поведении времени, скажем, в разных системах отсчета. В более экзотических теориях основанием времени может быть, например, превращение энтропии в Мультивселенной.
Я не призываю во всем следовать строгим научным представлениям, на уровне обыденного сознания они не нужны. Я за то, чтобы разделять различные контексты употребления времени: психологический, обыденный, научный, и не смешивать вопрос о времени, как характеристике события, с вопросом о самом этом событии. Для всего остального есть философия.
– В чем суть философского анализа времени?
– Хороший вопрос. Те, кто еще не забыл философию, которая была на втором курсе, наверняка помнят имена Аристотеля или Канта.
Проблема времени также стара, как и сама философия. Приведу лишь один пример. Следуя Аристотелю, время состоит из трех частей – настоящего, прошлого и будущего. Однако настоящее по сути лишь граница между прошлым и будущим, поэтому не может принадлежать времени как содержательный элемент. Прошлое прошло и уже не существует в том виде, как, например, настоящее. Будущее еще не существует. А значит, мы попадаем в парадоксальную ситуацию: как может существовать время, если ни одна из его частей не существует?
Начало современной дискуссии положил в 1908 году известный шотландский философ Джон Мактагарт. Он предложил любые философские рассуждения о времени начинать с вопроса о том, как «расставлены» события и в какой модальности находится говорящий о них. Согласно А-теории, время – это непрерывная последовательность событий из прошлого в будущее, а значение утверждения «сейчас идет дождь» существенным образом зависит от того, где на этой последовательности находится говорящий. Согласно В-теории, будущее не в меньшей степени реально, чем прошлое, мы просто меньше о нем знаем, а значит, высказываясь о событии, мы обязаны фиксировать дату – «дождь шел 18 июня 1815 года», значение утверждения от времени не зависит.
Чтобы понять суть собственно философской дискуссии о времени нужно вспомнить, что такое философия и как она задает вопросы. Философия – это аргументация. Почему время имеет одно измерение и направлено «вперед» – это предмет исследования науки, и мы надеемся, что ответ на эти вопросы даст ответ на другие, например, реально ли будущее, а это уже предмет философии.
Навряд ли когда-нибудь мы дадим исчерпывающее определение времени. Это и не нужно. Любое определение со временем перестанет нас устраивать. Хорошая философская (и не только) теория, в первую очередь, наиболее полно очерчивает круг важных вопросов, на которые следует ответить. Как соотносятся время и сознание? Наша интуиция времени может быть ошибочной, и неплохо было бы знать, в каком случае мы ошибаемся, чтобы не путать время само по себе и восприятие времени. Является ли время фундаментальной характеристикой природы или эмерджентным свойством, по аналогии с поверхностью воды, которая есть результат сложного поведения молекул? Существует ли онтологическая разница между настоящим, прошлым и будущим, наконец. Вопросов много. Суть философского исследования времени – закрепить основания, опираясь на которые теория будет отвечать на все эти и многие другие вопросы. Возможно, мы не построим ее никогда. Однако это никогда не останавливало философов. Уверен, прогресс в области фундаментальной физики или исследования структур сознания в свое время послужат импульсом для новых, именно философских, исследований времени.
– А можно ли путешествовать во времени?
– Можно, но вряд ли это поможет исправить оценки, полученные на сессии. Ну, а если серьезно, проблема путешествий во времени довольно часто обсуждается в серьезной философской литературе, гораздо чаще, чем в научной. Собственно проблема состоит в том, как обойти кажущуюся логическую противоречивость факта изменения прошлого. Вы должны показать, может ли какое-либо событие в прошлом одновременно «не быть» событием в прошлом.
Скажем, Вы возвращаетесь в прошлое, чтобы выпить стакан молока, который так и остался стоять на столе, когда вы пошли в университет. Очевидное затруднение будет связано с тем, что стакан молока будет одновременно обладать разными свойствами – быть полным и пустым, что логически невозможно. Однако в данном случае, утверждение, что изменить прошлое логически невозможно является следствием эмпирического допущения относительной природы времени, а значит, кажущееся противоречие можно обойти.
Предположим, что время двухмерно, легко представить, что для одной координаты Х будет несколько координат Y, а значит, стакан действительно может быть и полным и пустым «одновременно». Если вы считаете, что двухмерное время – это чересчур и его сложно представить, просто вспомните, что 4-мерный континуум событий, в котором мы живем, тоже очень сложно представить. Это удобная математическая абстракция. То, насколько она реальна, или то, осуществимо ли путешествие во времени, это уже другой вопрос. Как видите, построить модель путешествия во времени не проблема. Другое дело, что вы вернетесь уже в новое будущее, которое, конечно, будет являться следствием совершенного вами поступка. Независимо от того, кто ваш герой – Путешественник Уэлса, Марти Макфлай или Доктор Кто, последствия путешествия будут такими же неотвратимыми, как снег в январе.
– Спасибо большое, Никита Владимирович.
– Спасибо Вам, всегда рад, обращайтесь.
Подготовила Юлия Батракова
Теги: