«Нужно быть среди людей – водить хороводы, хохотать, целоваться»

7 июля 2014

Старые новости

Оксана Ильинична Выхристюк, руководитель народного фольклорного ансамбля при НГУ «КрАсота», рассказала о действительно народном и древнем празднике Ивана Купалы, поделилась купальскими песнями и объяснила, зачем в самую жгучую ночь искали цветок папоротника.

����������� �1

– Раньше Иван Купала приходился на летнее солнцестояние, которое происходило в июне (в этом году, например, – 21 июня). Это был чисто языческий праздник, когда солнце начинало уходить на убыль...

Но, с появлением христианства, день Ивана Купалы пришёлся на Рождество Иоанна Предтечи (или Иоанна Крестителя) (24 июня, а по новому стилю – 7 июля). Тогда на Руси почти ко всем народным праздникам церковь присоединила свои. Например, в День Святой Троицы – в народе это был праздник берёзы, которой поклонялись как детородному органу, – в храмах стали появляться берёзки.

– Кто такой Иван Купала? Он и есть Иоанн Креститель?

– Именно Иоанн Креститель предсказал пришествие Иисуса Христа и крестил его в реке Иордан. А Иван Купала – славянский вариант имени Иоанн Креститель.

– А почему всё-таки Купала?

– Считалось, что в ночь на Ивана Купалу и вообще в этот день нужно было купаться (не только здоровым людям, но и особенно тем, кто болел), потому что вода обладала целебной силой.

– Что ещё приобретало целебные свойства в это время?

– Например, травы. Именно в купальскую ночь собирали чабрец, тысячелистник, зверобой, девясил, иван-чай.

Помимо того, что целебные травы сушили, их укладывали, например, в мешочек, обвязанный красной тряпочкой. Там лежала бумажка с написанными на ней невзгодами и обидами человека. Этот свёрток, как на Масленицу – чучело, сжигали на костре.

Целебными свойствами наделялась и роса. Мы знаем, что, если походишь по росе ногами, то суставы будут меньше болеть. Люди должны были покататься по росе, а после этого можно было зачинать детей. По народным традициям дети, зачатые на Купалу, считались самыми здоровыми!

Как молодуха, готовая к рождению или зачатию ребёнка, земля тоже была готова родить новый урожай... Это был пик слияния четырёх стихий – огня, воздуха, земли и воды. На этом слиянии всех стихий и была самая большая энергетика в человеке – её нужно было отдать воде, земле... Мужчины должны были обнажёнными походить по лугам под утро, когда роса пала, чтобы оплодотворить землю и дать ей свою, мужскую силу...

����������� �2

«В доме должна жить красота»

– Как традиционно проходил праздник Ивана Купалы?

– Обязательно нужно было выходить к воде (в купальских рубахах прямо шли в воду!), водить хороводы, стелить рушники (полотенца из домотканого холста) по траве. Люди пели песни, очень звонкие, очень высокие, которые доставали до неба. Прославляли Ярилу, пускали веночки, прыгали через маленькие и большие костры. Человек освобождался от негативной энергии и заряжался новой энергетикой.

На Купалу женщины могли ходить с распущенными волосами, что всегда запрещалось в другой день. А бабушки говорили мне: «На Купалу усе кусты шевелились». Это было ещё и почитание любви. И это не считалось грехом!

Смены времён года всегда сопровождались весельем, а потом – раз! – и всё снова в строгость приходило.

– Какие ещё особенности праздника Вы могли бы отметить?

– Это был также день почитания тепла, солнца: не будет тепла, не будет земля родить. Солнцу очень многие песни посвящены, много обрядов. Костёр строится на кресте, а крест – это символ солнца.

Многие обряды повторяются, потому что всё это связано с природными явлениями. Как мы знаем, солнце обычно почиталось на Масленицу, когда надо было после зимней спячки разбудить землю. А в день Ивана Купалы наблюдался разгул энергии. В этот день солнце нужно было восхвалить, чтобы потом оно, потихонечку уходя, уже остужало, наверное, наш пыл до следующей Масленицы.

И, конечно, люди были открыты природе, они почитали её, берегли. А ещё это было время поиска счастья. Помните цветок папоротника?

– Это был символ чего-то?

– Я приезжала в Забайкалье к староверам, и у всех обязательно в домах были цветы. Конечно, искусственные, потому что нельзя было купить живые. Я спросила, зачем им так много цветов. Мне ответили: «Для красоты. В доме должна жить красота». Считалось, что в том доме, где много красоты, живут счастье, любовь и согласие. Недаром сейчас говорят, что если хозяйка злая или в доме нет мира, то цветы там не приживутся.

А цветок папоротника всегда считался загадочным. Раньше на коврах художники рисовали наивные образы счастья – павлинов и розы, которых тогда не было в Сибири.

Говорили, что на Купалу нужно удивляться... и удивлять. А если найдёшь цветок папоротника – люди верили, что он есть! – станешь счастливым. Этот образ, который хранится в народном сознании, – о счастье, мире, нежности и горячей любви. Недаром искался этот цветок в ночь любви, самую жгучую ночь.

����������� �3

«Как на Ивана КупалА / Сестра с братом пропалА»

– О чём поются купальские песни?

– Есть поверье, что на Ивана Купалу пропали брат с сестрой. А теперь мы видим их в образе луговых цветочков иван-да-марья – голубеньких и жёлтеньких.

Бабушки из села Зверобойка пели: «Как на Ивана КупалА / Сестра с братом пропалА. / Они по лесу гуляли, / Всё цветы себе и рвали. / Всё цветы себе и рвали, / Всё венки себе вязали. / Всё венки себе вязали, / На головки надевали».

Перед днём Ивана Купалы шла русальная неделя, поэтому в праздник стучали во всякие колышки, горшочки, шумели и старались русалок изгнать с полей: «Купала, купала, / Что в тебе пропало? / А в мене пропало / Колышко с горшечком. / А девки украли, / у жито сховали».

И, конечно, для девушек наступало время, когда нужно было готовить себя к замужеству, быть открытой для любви: «Купала, купала, / Где ты пропадала? / В лесе под кусточком, / В лесе под кусточком. / Все девки в рядочку, / Одной дома нету, / Роза во садочку, / Чешет свою дочку. / Чешет, умовляет, замуж собирает».

– Какие приметы народ связывал с Ивановым днём?

– Считалось, что на Купалу должен обязательно идти дождь. Если он не пойдёт, то урожай будет плохой. Дождю были рады. Я, сколько живу, часто ощущаю: обязательно хоть где-то должен пройти дождь, пусть даже кратковременный. Но его не надо бояться – надо подставляться дождю.

И, конечно, обливание. Однажды мы приехали с Серёжей Смирновым, участником нашего ансамбля, в Томскую область и жили у одной бабушки. В праздник начал меня Серёжа обливать из колодца холодной водой. Я, конечно, с визгом убегала, а бабушка говорила: «Тахто мы жили, тахто надо жить. Ты никуда не убегай, а встань – пусть он тебя зальёт водой».

����������� �4

����������� �5

«А табе какую? Вясёную, асёную? Какую табе?»

– Какие традиции празднования Ивана Купалы сохранились по сегодняшний день?

– Наверное, вы видели, как в автобусах и «газельках» закрывают окна, чтобы пассажиров не облили. Сами не понимая того, наши дети обливают друг дружку водой.

В основном, очень многие люди ходят на реку, купаются, некоторые крестятся даже в этот день. Когда мы проводили Купалу в Искитиме, большое количество людей заходило в воду, и священники их крестили. Там же делали большой и маленькие костры, люди плавали на лодках и купались, отправляли свечки с веночками, пели купальские песни.

Наши друзья – Василий и Марина Вялковы – создали этнический праздник «Купальская ночь» на Алтае, в селе Турочак. Туда съезжаются люди со всей России – до десяти тысяч человек.

На берегах стоят идолы, зарытые в землю, Ярило на белом коне приезжает, лодка привозит Купалу. На плотах завозят пышную бабу: вместо грудей у неё кабачки, а когда её выносят с воды, из её открытого живота выпрыгивает несколько детей. Это рожаница – символ рождения новой жизни. Люди катают горящие колёса от телеги с горы, прыгают через костёр, поют песни, устраивают хороводы, девочки ищут цветок папоротника.

– Как Вы считаете, как изменится праздник Ивана Купалы со временем?

– Через что только праздник ни прошёл, а всё-таки в народной памяти он до сих пор сохраняется. Я думаю, что сейчас пойдёт изменение в лучшую сторону – сторону познания, потому что люди начинают интересоваться этим.

Наш ансамбль «КрАсота» большей частью работает со старообрядцами, которые, конечно, языческие праздники меньше знают. Но центр России очень хорошо в этом разбирается.

Мы собираем песни у народа – и поём, и рассказываем об этом людям.

Когда мы были в Кыштовке Новосибирской области, бабушки сели напротив меня и спросили о песнях: «А табе какую? Вясёную, асёную? Какую табе?». Я отвечаю: «Все!».

Хорошо, что это в памяти людской сохранилось, а нам удалось записать. Теперь наша задача – через диски с песнями, через антологии, через концерты познакомить с этим людей.

Но языческие праздники не должны превращаться в какие-то развлечения, в концерт. Нужно быть среди людей – водить хороводы, хохотать, целоваться, наплести венков всем, кто пришёл, и идти их пускать по воде!

Беседовала Анастасия Грасмик

Теги: