9-10 октября 2014 г. Институт социологии РАН провел симпозиум «Вторые Давыдовские чтения». Тема симпозиума в этом году – «Обыденное и научное знание об обществе: взаимовлияния и реконфигурации в сравнительной и исторической перспективе». На симпозиуме Ирина Чудова, преподаватель кафедры общей социологии ЭФ НГУ, представила доклад «Работают ли постмодернистские идеи о знании при различении методологических подходов в социологии?»
Ирина Чудова: В целом, в процессе работы симпозиума, который имел теоретико-методологическую направленность, наибольшее развитие в докладах и дискуссиях получили идеи о сложностях концептуализации и изучения обыденного знания (доклады И.Ф.Девятко «Социологические теории знания и перспективы исследования «народной социологии», А.Е.Серикова «Структура обыденных социальных категорий как междисциплинарная проблема», Р.Н.Абрамова «Историко-теоретический анализ форм профессионального знания: фронезис и подразумеваемое знание» и др.), а также вопросы о текущем состоянии социологического знания, в том числе отдельных его направлений (социология науки, социология эмоций, критическая теория). Современная ситуация в социологии была охарактеризована в различных докладах как «нормальная научная аномия», междисциплинарный синтез, полипарадигмальность, были представлены различные оценки относительно кризисности и специфики теоретической социологии сегодняшнего дня.
В своем выступлении «Работают ли постмодернистские идеи о знании при различении методологических подходов в социологии?» Ирина Чудова предложила собственное осмысление методологической вариативности корпуса социологической теории на базе постмодернистских идей о знании, плюрализме и дискурсивном характере знания. Она представила свой вариант различения методологических подходов в социологии, разработанных в рамках классической и современной социологической теории, сформулировала определение методологических подходов и указала образующие их понятия (текстуальные лейтмотивы). Постмодернистские идеи оказываются продуктивными для различения методологических вариаций в социологии как актуальной в научном сообществе ситуации теоретической и методологической полидискурсивности.
«… Импульс постмодернистской критики направлен на расшатывание классических норм научной этики и метода, подразумевающих нацеленность на поиск истины и выявление объективного, а также самопонимания науки как института независимой экспертизы [Ионин, 2004]. Мишенью постмодернистской атаки считается позитивизм как программное воплощение модерна-модернизма, и связанная с позитивизмом как со своим истоком теория и методология социологии. В то же время постмодернисты проявляют интерес к «сотрудничеству» с социологией при условии ее переосмысления в контексте постмодернистских воззрений».
… Представляется, что постмодернистский арсенал идей способен сообщить новый взгляд на вопросы методологии с акцентом на ее вариативности.
… Принципиальным в свете обращения к методологии становится вопрос истинности, на что постмодернистский плюрализм имеет свой специфический ответ. Гетерогенность истин с подачи постмодернистов означает отказ науке в возможности постижения Истины как признание бесконечного многообразия моделей и концепций обществ и способов его изучения. Этот взгляд закреплен, в частности, в методологическом заявлении У. Эко о поиске структур вместо Структуры [Эко, 2004]. Истина с позиции плюрализма заключена в интерпретации, понятой исключительно как процесс создания своей версии истинности [Murphy, 1998]. … Присоединяясь к изложенной «созидательной» трактовке, предположим, что плюрализм в области методологии социологии сообщает способность различать множество методологических подходов при допущении равной актуальности различных теорий без какой-либо приоритетности.
… Понимание знания и – шире – реальности как текста считается знаковым для постмодернизма (на базе постструктурализма) и в нашем случае позволяет осуществить дифференциацию методологических подходов как композиций текстов, отличающихся по содержанию и стилю. … Такого рода понимание плотно сопрягает понятия «текст», «язык», «дискурс», где текст подается как материя и место существования того или иного дискурса, сформулированного посредством языка. Социальная реальность, в версии постмодернизма, представляет собой сплетение принадлежащих разнообразным дискурсам текстов как видений мира.
… своеобразный ракурс понимания методологических подходов – последние предстают как разновидности дискурса, и авторы теорий, образующих подход, оказываются важны лишь в качестве меток для распознавания дискурсов. … Дискурсивность подразумевает идеологическую ангажированность всякого текста, что отсылает к дифференциации политических и методологических предвзятостей-предпочтений подходов.
Опираясь на представленные выше рассуждения, мы считаем возможным сформулировать определение методологического подхода в постмодернистской перспективе понимания знания. С учетом плюралистичности, приведем определение во множественном числе: методологические подходы – совокупности парадигмально, идеологически и стилистически когерентных идей, выраженных дискурсивно, и связанных с ними вопросов, целей и методов, применяемых в исследовательской практике. …
Методологические подходы в социологии: текстуальный лейтмотив
Модерные подходы
Социализация (Дюркгейм, Парсонс, Мертон)
Ценность (Вебер, Зиммель, Сорокин)
Идеология (Маркс, Шелер, Мангейм)
Позднемодерные подходы
Повседневность (Шюц, Гарфинкель)
Господство (Адорно, Маркузе, Хабермас)
Практики (Бурдье, Гидденс)
Индивидуализация (Бауман, Сеннет, Липовецки)
Постмодерные подходы
Телесность (Фуко, Делез, Гваттари)
Дискурс (Лиотар, Эко, Барт)
After-постмодерные подходы
Эмоции (Барбалет, Хохшильд, Шульце)»
* * *
По материалам симпозиума издан сборник докладов.
Разработанный модуль объединяет процедуры синхронной инверсии и литоклассификации с применением машинного обучения. Модуль автоматически находит все необходимые параметры, избавляя специалиста от необходимости подбирать их вручную. Такое решение позволяет заметно сократить время интерпретации трёхмерных сейсмических данных и повысить точность и оперативность прогноза распределения коллектора на реальных месторождениях. На сегодняшний день прямых аналогов такого сочетания алгоритмов на российском и зарубежном рынках не имеется.
Их размер составляет 7,4 на 4,64 м. Каждый экран состоит из 638 модулей. НГУ станет единственным вузом в Новосибирской области, в котором такими большими экранами оснащены учебные аудитории.
В этом году участниками школы стали 157 ребят из разных регионов России. В течение семи дней они будут знакомиться с гуманитарными направлениями, чтобы сделать выбор будущей специальности.