Инклюзивное образование

НГУ – один из первых вузов в России, который более 15 лет формирует систему инклюзивного обучения студентов с различными нарушениями здоровья. Университет обладает большим опытом работы в этом направлении и владеет современными технологиями, позволяющими обучающимся с инвалидностью иметь равные возможности в учебной деятельности и внеучебной жизни. Студенты получают качественное образование и возможность позитивной самореализации независимо от состояния здоровья. Цель университета – помочь людям с тяжелыми заболеваниями преодолеть свои ограничения и стать высокопрофессиональными специалистами, способными в будущем выдерживать конкуренцию на рынке труда.
Система непрерывного образования
Университет предоставляет возможность получения образования по следующим образовательным программам:
  • основное общее и среднее общее образование – структурное подразделение Новосибирского государственного университета - Специализированный учебно-научный центр Университета (СУНЦ НГУ);
  • среднее профессиональное образование - структурное подразделение Новосибирского государственного университета – Высший колледж информатики Университета (ВКИ НГУ); 
  • высшее образование: бакалавриат, специалитет, магистратура, аспирантура.
Организация образовательного процесса
В НГУ обеспечен равный доступ к образованию для всех обучающихся с инвалидностью с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей, созданы специальные условия для получения образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации и абилитации. Университет располагает универсальным оснащением, программным обеспечением и оборудованием, которое используется в процессе обучения студентами с инвалидностью различных нозологий.
Доступная среда
Учебные корпуса адаптированы
под потребности обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, в том
числе для передвигающихся на креслах-колясках, что позволяет обеспечить
беспрепятственный доступ в здания и помещения. В общежитиях № 1а, 1б, 6
оборудованы специальные жилые комнаты, где студенты с ограничениями здоровья
могут вести независимый образ жизни.
Сопровождение инклюзивного образования
В НГУ осуществляется комплексное сопровождение образовательного процесса обучающихся с инвалидностью, включающее организационно-педагогическое, психолого-педагогическое, социальное, медицинско-оздоровительное, технологическое сопровождение.
Проект «Ориентирование и мобильность»
Специалисты проекта «Ориентирование и мобильность» помогают студентам с нарушениями зрения освоить самостоятельное передвижение с ориентирующей тростью, учат использовать современные средства навигации. Выпускница НГУ Екатерина Чупахина получила специальное образование по этому направлению в университете Сан-Франциско (США), подтвержденное международным сертификатом.
Здоровьесбережение
Состояние здоровья обучающихся с инвалидностью регулярно контролируется. Специалистами Медицинского научно-образовательного центра НГУ оказываются медицинские услуги с использованием оборудования экспертного класса. В санатории-профилактории университета проводятся лечебные и профилактические процедуры. В оснащенном современным оборудованием спортивном центре НГУ студенты могут заниматься физкультурой и спортом с учетом медицинских показаний. В целях сохранения здоровья, развития адаптационного потенциала для них организуются оздоровительные программы.
Стипендии и другие виды материальной поддержки

Студенты с инвалидностью обеспечиваются социальной стипендией, имеют возможность получения материальной помощи, компенсирующей затраты на лечение и медикаменты, а также на приобретение необходимых средств реабилитации.

Содействие трудоустройству

В рамках мероприятий, направленных на профессиональную ориентацию, студенты с инвалидностью участвуют в ярмарках вакансий, мастер-классах специалистов по карьерному консультированию, получают возможность развить знания и навыки для успешного трудоустройства, повышения уверенности в собственных возможностях, совершенствования навыков эффективной самопрезентации, взаимодействия с потенциальными работодателями.

Толерантная социокультурная среда
Обучающиеся с инвалидностью – активные участники ежегодной инклюзивной оздоровительной и культурно-массовой программы «Крымские каникулы», факультетских мероприятиях, студенческих клубов, коллективных посещений театров, музеев, выставок

Выпускники

Алена Зирко, выпускница ФП по направлению «Психология» 2013, инвалид 1 группы по зрению

Аспирант Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

Обучение в Новосибирском государственном университете во многом изменило мою жизнь. До поступления уже знала кое-что об обучении, т. к. в университете учились мои незрячие друзья. Они рассказывали о том, какие замечательные возможности НГУ дает для нашего обучения.

Первые дни в университете – это стресс. Нужно было научиться ориентироваться в пространстве, познакомиться с ребятами, объяснить им, что мне нужно запомнить их голоса. Сразу пришлось много читать и писать, мало спать. Все это вызывало чувство усталости, измотанности, но в то же время был азарт, как в спорте, когда ты бежишь дистанцию: уже не можешь, но потом собираешься — и у тебя все получается.

 В НГУ я столкнулась с очень доброжелательным отношением преподавателей, одногруппников, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала. Каждый по-своему всегда был готов помочь, и это было бесценно. Мне кажется, что НГУ – это большая школа жизни. Университет и мой факультет дали мне серьезную базу знаний по специальности, умение критически мыслить, обосновывать и аргументировать свою позицию, дискутировать по различным вопросам, научили идти к своим целям. Когда у меня в жизни бывают трудности, я говорю себе: «Ну ты же в НГУ училась» – и откуда-то берутся силы снова выполнять большие объемы работы в краткие сроки, отвечать на сложные вопросы, решать непростые задачи.

После окончания НГУ я поступила в магистратуру Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики" по направлению "Исследование, консультирование и психотерапия личности" департамента психологии. Сейчас я аспирант 3 года обучения аспирантской школы по психологии Высшей школы экономики, пишу диссертацию по направлению "Общая психология, история психологии, психология личности" на тему "Роль вокализаций в самоисследовании и самовыражении человека". По сути, мы занимаемся изучением и разработкой вокалотерапии.

Всегда с большим теплом вспоминаю наших преподавателей и сотрудников, поддержку, которую я всегда получала в социальном управлении нашего университета, прекрасный академовский лес, наше любимое общежитие, моих одногруппников и часто мысленно возвращаюсь в то время, чтобы почерпнуть новые силы и идти дальше.

Денис Адамов, выпускник ЭФ по направлению "Юриспруденция" 2009, инвалид 1 группы

Читать историю успеха