Истории успеха выпускников

Анна Анисимова

«НГУ научил видеть. Вширь и вглубь»



Анна Анисимова – детский писатель. В 2005 году окончила Факультет журналистики НГУ. Несколько лет сотрудничала с детскими периодическими изданиями, в том числе с журналом «Смешарики». Автор нескольких книг для детей, шесть из них опубликованы. Еще одна – «Истории Цветного проезда» – находится в печати и совсем скоро увидит свет. В сентябре Анна стала победителем VIII ежегодного литературного конкурса «Новая детская книга» в номинации «Стихи и сказки для самых маленьких».

— Анна, почему в свое время вы решили поступать в НГУ? 

— Так сложились обстоятельства. Сегодняшнего интернета, который как воздух, когда я училась в школе, ещё не было. Я просто отправила в приёмную комиссию традиционное письмо, как в один из ближайших к моему городу университетов, — и мне прислали книжицу. Сведения для поступающих — это всё, что я знала об НГУ. Зато когда в первый раз вышла из пятнашки в Академгородке и прошла к университету через полный комарья лес, то тут и захотела учиться. Сильно меня покусали.


— Чем запомнилась учеба в НГУ? Какие знания и навыки, полученные в университете, пригодились в дальнейшей работе?

— НГУ был для меня новой оптикой. Приходишь со своим провинциальным школьным зрением, а тут — взгляни на мир через эти очки, а теперь попробуй вот так посмотреть... Это, правда, я не сразу поняла: привычнее ведь смотреть по-старому. Но НГУ учил видеть. Вширь и вглубь. Запомнились люди. Я многих вспоминаю с благодарностью, особенно моего научного руководителя Исаченко Оксану Михайловну с её цепким, иногда жёстким, но всегда чутким отношением к языку, к каждому слову. Наблюдать за чужой речью, радоваться неожиданному словоупотреблению, искать новенькое — мне кажется, во мне это отозвалось.


— Интерес к детской журналистике и детской литературе появился в университете или раньше?

— Почему-то я никогда не переставала читать детские книжки. Даже в старших классах. Не вырастала из них. А когда на АХЛ я в первый раз увидела стеллажи с детской литературой, то беспечно набрала себе стопку. Как будто мне нечего было читать!.. Отдельной моей любовью в детстве были журналы. Поэтому когда мы на втором курсе придумывали проекты журналов, то я мечтала о детском. А когда преподавательница по мастерству Елена Валерьевна Климова после этого предложила нам с Наташей Гилиной делать страничку для детей в «Советской Сибири», это был просто праздник, и всё встало вверх тормашками.


— Как развивалась Ваша карьера в этом направлении? Когда были написаны первые сказки и о чем?

— Мы несколько лет писали для «Тормашек» (детская страница в газете «Советская Сибирь»). Ещё я работала в летних лагерях: там мы тоже что-то придумывали. А потом всё закончилось. Как-то я шла по Цветному проезду — и вдруг идея. «И куда же её? Что мне с ней делать?» И я решила тогда: буду просто придумывать, потому что мне этого не хватает. Сначала сделала самодельную книжку в подарок дочке друзей. Потому ещё одну. Правда, это всё слабенькое было. Но помогло начать писать.


— Как рождаются идеи? И как долго Вы работаете над книгой?

— Идеи разные, как общение с людьми. С одними — головокружительно и быстро. С другими — надёжно и с удовольствием. С третьими — безнадёжно, пока не найдёшь контакт. И так далее. Иногда идеи рождаются, когда впечатления или опыт пережиты и хочется ими поделиться. Так появился «Невидимый слон». А иногда идеи берутся на самом деле из воздуха. В прошлом году мы с мужем плыли в Хельсинки на многоэтажном пароме, чтобы пробежать полумарафон. Мы забрались на самую верхнюю палубу, а там из трубы — тянуло борщом. Алёша пошутил, что наш паром плывёт на борще — и тут же родились истории про Капитана Борща.


— Сколько книг у Вас уже вышло? Перед печатью читаете ли Вы свои сказки детям?

— Вышло шесть. О них можно прочитать на моём сайте. Когда я только начинала писать, то просила знакомых родителей почитать мои тексты детям. Их отзывы помогали мне услышать целевую аудиторию. Сейчас мне важнее своё чутьё. Каждая работа — это такая литературная теорема, с которой интересно повозиться и доказать самой.


— Расскажите немного о книге, которая сейчас находится в печати, «Истории Цветного проезда»? Действительно ли истории были придуманы или подсмотрены на Цветном проезде?

— Нет, эти истории — не репортажи. Эта книжка — привет моему детству в далёком посёлке Кропоткин Иркутской области. Мне хотелось передать своё ощущение от игры и дружбы во дворе. Но Кропоткин — это слишком колоритно. Мне не хотелось, чтобы фактура перевешивала игру. Поэтому я выбрала Цветной проезд, на котором долго жила, — за яркость и реальность места и возможность играть во дворе. Так что истории придуманы, но, конечно, в них отразилось что-то подсмотренное, что-то подслушанное, что-то пережитое — и всё тщательно перемешалось.


— Из написанного есть ли что-то любимое?

— Люблю все. В каждой книге часть меня — это материнство, за каждой обязательно стоят какие-то люди или прошлое — это память, на каждой учусь чему-то новому. Но самые любимые — неизданные. Потому что они ещё под бочком. Потому что им ещё можно отдавать. А когда текст становится книгой — он как будто вырастает и живёт уже своей жизнью.


— Есть ли у Вас свои гуру в мире детской литературы? Чьи работы Вас вдохновляют?

— Я считаю своей большой удачей, что мне довелось принять участие в фестивалях «Молодые писатели вокруг Детгиза» и в семинарах, которые организует фонд Сергея Филатова. Счастье — учиться у таких мастеров, как Сергей Махотин, Михаил Яснов, Марина Бородицкая, Валерий Воскобойников. Эти фестивали и семинары подарили мне много друзей и коллег, которые поддерживают, верят и вдохновляют. Меня вдохновляют все, у кого можно чему-то научиться.


— Впервые ли Вы участвовали в конкурсе «Новая детская книга»? «Капитан Борщ», «У фургона — хвост!», «Бабушка Луна» — были написаны специально к конкурсу? Если нет, то как Вы выбирали, что отправить?

— В НДК я участвовала несколько лет подряд, но только в этом сезоне впервые попала не только в лонг-лист, но даже в шорт. Так сложились обстоятельства, что в период объявления конкурса я работала именно над сказками для малышей (в этом году, например, вышли книжки «Малыш великан» и «Семейка гор»), поэтому у меня был запас сказок.


— Насколько это значимая победа? Какие цели ставите перед собой теперь?

— Каждая победа расширяет собственные границы. Это как снова пробежать полумарафон и открыть про себя: я могу! Конечно, к этому готовишься и подозреваешь, что всё возможно, но это в голове. А когда пересекаешь финишную черту – это в реальности.

Назад к историям