Истории успеха выпускников

Анатолий Попов

Анатолий Леонидович Попов в 1995 году окончил ММФ НГУ (бакалавр прикладной математики и информатики), в 1997 году – ЭФ НГУ (специализация: экономика и управление на предприятии), специализированные курсы Executive Education в Wharton (США) и INSEAD (Франция). Свою профессиональную деятельность начал в компании Wrigley и за четыре года прошел путь от торгового представителя до регионального директора по продажам Западно-Сибирского региона. В 2002 году Анатолий присоединился к компании SUN InBev, в 2007 году был назначен генеральным директором подразделения InBev в Болгарии. В апреле 2010 года приступил к работе генеральным директором ТОО «КАР-Тел», Казахстан, торговая марка «Билайн», часть группы «Вымпелком». В Сбербанке с 2011 года, занимал должность вице-президента, возглавлял департамент организации розничного обслуживания и продаж. В феврале 2016 года был назначен на должность старшего вице-президента Корпоративного бизнеса.

— Анатолий Леонидович, почему в свое время Вы решили поступать в НГУ? 

— У меня не было выбора. Я родился в Академгородке, учился в 162 школе, все время ходил мимо университета и понимал, что меня ждет сюда дорога.


— Чем Вам запомнилась учеба в университете?

— Учиться на Мехмате было непросто. Но мне повезло, что я поступил не на чистую, а на прикладную математику, и нам давали знания близкие к digital-навыкам, которые сегодня не просто желательны, а уже необходимы современному руководителю. Возможно, благодаря этому я сейчас занимаюсь тем, чем занимаюсь.


— Как развивалась Ваша карьера после университета?

— Работать я начал гораздо раньше. К примеру, первые деньги заработал в 14 лет, когда писал компьютерную программу для института биохимии. А когда учился в университете, в стране были золотые времена. В начале 90-х можно было коробку жвачки донести от третьего общежития, в котором я жил, до ларька возле ДК «Академия» и заработать 25% от ее стоимости. Так со второго курса я перешел на самообеспечение. Какое-то время это работало, но к четвертому курсу пришлось идти работать по найму. Сначала я работал в западной компании Wrigley. Это очень полезный опыт, дающий представление о корпоративных ценностях и корпоративной культуре. Поэтому, если у вас есть возможности поработать в западной компании, стоит этим воспользоваться. Через несколько лет перешел в пивоваренный бизнес, работал в компании, которая выпускала пиво «Сибирская корона». В 2007 году уехал на два года в Болгарию. Это тоже было интересно, потому что приходилось решать не только новые для меня производственные задачи, но и учитывать местные реалии, как, например, профсоюзы, которых фактически нет в России. После Болгарии вернулся в Москву, устроился в компанию «Вымпелком» и поехал работать в Казахстан. Интересная страна, тоже всем рекомендую там поработать, если представится возможность. Вообще из-за работы мне приходилось переезжать около 15 раз.


— С 2011 года Вы работаете в Сбербанке. Чем приходится заниматься и какие задачи решать?

— Фактически всю свою жизнь в том или ином виде я занимался продажами и маркетингом: организовывал и сопровождал продажи. В Сбербанке руководил всеми сервисами розничной сети банка. Это около 14 тысяч отделений. В мою компетенцию входили организация работы различных каналов продаж, очереди, скорость и модели обслуживания.


— В конце ноября Вы выступали в НГУ с лекцией о трендах в образовании и о том, какие навыки требуются в новую экономическую эпоху. Расскажите пару слов об этом.

— Я хотел заострить внимание ребят на том, что сегодня как в бизнесе, так и в органах власти существует большой спрос на людей, изучающих точные науки. Мир стремительно меняется. К примеру, если раньше люди десятилетиями читали газету «Правда», то сегодня все читают каналы Telegram, притом что еще полтора года назад вообще не было никакого Telegram. Сбербанк тоже меняется. Мы оптимизируем свою работу и активно внедряем новые технологии. Сегодня многие наши клиенты активно пользуются мобильным банком, совершают 95% всех онлайн-переводов в стране. В век автоматизации нам приходится работать с большим объемом данных. У Сбербанка один из самых больших дата-центров в стране, сейчас мы запускаем новый дата-центр в Сколково. Работаем со всеми известными IT-решениями в этой области. Новые сервисы требуют новых специалистов. А традиционные специальности, наоборот, становятся невостребованными. К сожалению, в нашем банке, как и в стране в целом, остается много неэффективной работы, которую я называю Ctrl+C/Ctrl+V и которую наши сотрудники вынуждены выполнять, чтобы подружить недружественные IT-системы или, к примеру, взять паспортные данные у клиента. Но, скорее всего, совсем скоро у нас будут паспорта с электронными чипами. Не будет сотрудников, которые отвечают в чате, уже сегодня 45% ответов клиентам отправляют чат-боты. Мы будем последовательно работать над тем, чтобы в нашей организации становилось меньше работы, которую может выполнять машина.


— В этой связи достаточно справедливы опасения: не заменят ли роботы человека полностью?

— Чем в будущем занять людей, которые сегодня выполняют неэффективную работу, это фундаментальный вопрос всему человечеству. Но, я думаю, что появятся новые отрасли. Жизнь еще не настолько прекрасна, поэтому работы хватит на всех.


— Если сокращается спрос на юристов и бухгалтеров, то в каких специалистах сегодня нуждается Сбербанк?

— Если кто-то хочет поучаствовать в проектах, связанных с машинным обучением, эффективными моделями для предприятий, просрочкой, кассовыми разрывами, когнитивными помощниками и чат-ботами, то мы с удовольствием примем таких ребят на стажировку. В банке сейчас работают около 11-12 тысяч своих IT-специалистов. И при этом мы вынуждены постоянно привлекать специалистов, которые работают на аутсорсинге. Но у нас есть потребность работать с более устойчивой командой, потому что открываются новые направления, мы поддерживаем стартапы своих сотрудников, развиваем клиентские сервисы.

Назад к историям