Новосибирский государственный университет
Новости
21 ноября 2019
1-2 ноября 2019 г. с участием кафедры общей социологии был проведен совместный семинар для студентов Архитектурной школы МАРШ, бакалавров отделения социологии ЭФ НГУ и Новосибирскогогосударственного университета архитектуры, дизайна и искусств.
В первый день после вводного инструктажа руководителя проектной студии Архитектурной школы МАРШ Ильи Мукосея студенты отправились «в поле». А вечером в «Точке кипения» состоялась междисциплинарная дискуссия архитекторов и социологов «Мифология Академгородка». Илья Мукосей поделился своими мифами об Академгородке, а Елизавета Евгеньевна Горяченко рассказала о результатах многолетних социологических исследований о том, как же жители городка воспринимают его. далее в более свободном формате участники разных поколений вспомнили и обсудили «реальные» и мифические образы Академгородка.
Во второй день состоялся семинар-анализ результатов полевых наблюдений, выполненных студентами. Будущие социологи и архитекторы нарисовали собственные карты Академгородка; поделились и обсудили результаты своих полевых исследований; а также предложили экспонаты для условной выставки «сувениров» Академгородка.
Впечатления участников семинара:
Анастасия Близнюк, основатель Интегрального музея-квартиры повседневности Академгородка: «… Студенты, живущие в Новосибирске, видят Академгородок очень позитивно: считают, что у нас благоустроенно, светло, много фонарей, лавочек и уютных мест. Уютные места неожиданные для аборигенов: Сквер Победы предпочтительнее пруда, потому что милее и ближе; пятачок у «Академии Кофе» становится новым местом притяжения вместо старого центра – улицы Ильича. Всем нравятся яркие дома на Цветном проезде. Цвет домов помогает ориентироваться. Студенты-социологи НГУ гордятся университетом, считают его точкой притяжения, получают подтверждения от жителей, что НГУ определяет имидж места, за рубежом котируется причастность к НГУ, считают, что живут в очень атмосферном месте, чувствуют его дух. ... Могут просто идти по Морскому и быть счастливыми.
Студенты из Москвы (МАРШ) оценили Обское море, главной ценностью Академгородка считают лес, хотя не уверены, что жители умеют с ним обращаться должным образом и полагают, что мы не осознаем его ценности. Не заметили граффити, ФМШ, скамеек, зато увидели то, что не видят местные: им показались интересными здания ЗАГСа (администрации Советского района), «Транспортного отдела» – гаража СО РАН, «Юности». Торговый центр предлагают восстановить в былом облике, без рекламы, оценили его модернизм».
Татьяна Анойкина (Управляющий партнер, Брендинговое агентство BrandStreet): «... Дискуссия вышла немного странная – каждый о своем, и почти никто толком не успел высказаться, двух часов не хватило, только разогрелись, и даже еще не подискутировали. На семинар в университете собрались студенты-социологи НГУ (к сожалению, немного) и студенты-архитекторы из МАРШ и НГАУДИ. Обсуждали впечатления об Академгородке, результаты краткого феноменологического исследования. Были вещи ожидаемые: лес, Обское море, Технопарк, белки. Были неожиданные – например, отсутствие доступного временного жилья или использование пляжа вне сезона. Больше всего мне понравилась терминология архитекторов, точнее, полное отсутствие претензий на терминологию – просто образно и красочно формулируем мысли: зачем нужны сухие термины? Опыт был интересный, и я думаю, что нужный, просто мы пока еще не поняли, как его применить».
Анастасия Пироцкая (ассистент кафедры общей социологии НГУ): «Знакомство с Ильёй Мукосеем и школой "МАРШ" было для меня интересным и необычным опытом. С одной стороны, оказалось, что у социологов, занимающихся исследованиями города и архитекторов, есть некое согласие относительно того, что городскую среду нужно изучать с позиции её жителей (а не только через справочники и кадастровые карты): познакомиться с историями и легендами города, пройти по привычным для жителей тропинкам, обедать там, где обедают местные и говорить на их сленге. Как ни странно, всё это помогает архитекторам понять, что из себя представляет эта территория, каких объектов здесь не хватает, что требует улучшения.
С другой стороны, архитекторы используют совершенно удивительные методы исследования, например, поиск сувенира, отражающего характер того пространства, которое они изучают. На мой взгляд, такой метод было бы интересно и продуктивно включить в будущие занятия курса "Социологии города"».
Ксения Калашникова (ассистент кафедры общей социологии НГУ): «Сотрудничество с Ильей Мукосеем и студентами МАРШ – не первый в моей жизни опыт совместной работы с архитекторами. И я убедилась в том, что социологи и архитекторы вполне могут дополнять друг друга, учиться друг у друга и передавать свой особенный взгляд на мир. Если совместить эти способы видения, получится комплексная картина. Социологи, на мой взгляд, одновременно и ограничены теоретическими конструктами и понятиями, и в то же время погружаются за счет них «вглубь», и «заглядывают за». Язык архитекторов же ближе к материальному, но при этом образный и метафоричный. Важный момент, выделяющий архитекторов, – это акцент на визуальность, «насмотренность», который вызывает разные эмоции у социологов: от восторга, когда двумя кликами мыши архитекторы делают невероятные вещи с изображениями; до недоумения, когда они могут очень долго обсуждать оттенок или ширину линии.
Что меня очень привлекло как преподавателя, так это сам формат двухдневного семинара. Это крайне полезно для студентов, на мой взгляд, так изучать непривычную среду. Поэтому я надеюсь, что нам удастся включить формат мини-экспедиции в образовательный процесс».
Теги: