«Социальная картография на примере вернакулярных районов Новосибирска: пилотный этап»

23 июня 2025 г. начинается производственная практика студентов бакалавриата отделения социологии. Студенты второго курса будут участвовать в исследовании «Социальная картография на примере вернакулярных районов Новосибирска: пилотный этап».

Мы реализуем данный проект в партнерстве с ООО «Дата Ист» и объединяем в нем образовательный, исследовательский и технологический компоненты. Во время производственной практики студенты бакалавриата отделения социологии научатся фиксировать пространственные данные с использованием цифровых карт, а после завершения сбора данных – визуализировать их. Сбор данных подчинен исследовательскому замыслу – выявление пространственной структуры вернакулярных районов Новосибирска (их границ, объектов-ориентиров, социально значимых мест и др.). Городской вернакулярный район – это территория города, с которой ее жители связывают определенные смыслы и образы, к которой адресуют чувство локальной идентичности; образы вернакулярных районов, как правило, разделяются и другими горожанами. То есть, вернакулярные районы выделяются самими жителями, существуют в сознании горожан, но задают их территориальное поведение. Границы вернакулярных районов зачастую не совпадают с различными административными границами. В этом плане составление карты вернакулярных районов является одним из примеров «народных» карт, на которых фиксируется не административное видение территории, а ее непосредственных жителей, их опыт освоения территории. Исследование вернакулярных районов – вклад в изучение города как сложной, пространственно-неоднородной системы. Для этого создается интерактивная карта на геоинформационной платформе CoGIS. Во время практики студенты, собирая данные, выполнят тестирование карты, оценят в качестве пользователей удобство картографирования вернакулярных районов на цифровых картах, релевантность набора объектов, наносимых на карту и др.

Образовательный компонент практики:
  • через участие в сборе данных приобрести навыки работы с современными цифровыми картографическими инструментами (интерактивными картами на геоинформационной платформе);
  • использовать данные, собранные при реализации проекта, в студенческих исследованиях (курсовых и выпускных квалификационных работах), презентовать их на конференциях.
Технологический компонент практики:
  • тестирование программного обеспечения для создания интерактивных карт на геоинформационной платформе;
  • пилотаж «народной» интерактивной карты;
  • знание пользовательских запросов к функционалу интерактивных карт.
Исследовательский компонент практики. Выявить:
  • пространственную организацию вернакулярных районов (границы, объекты-ориентиры, центр / центральные места районов, места социальной коммуникации);
  • дифференциацию представлений о пространственной организации вернакулярных  районов в зависимости от территориальной укоренённости и территориального поведения;
  • представления жителей вернакулярных районов о районе – отличительные черты территории и жителей, «ценные ресурсы» (объекты) на территории вернакулярного района;
  • виртуальные площадки коммуникации жителей вернакулярных районов (наличие чатов, групп, пабликов в социальных сетях и платформах, содержание коммуникации в них, включенность респондента в эту коммуникацию);
  • события, идентифицируемые жителями вернакулярных районов как конфликтные, реконструировать признаки, по которым события идентифицируется как конфликтные.
Методы сбора данных:
  • неформализованные ознакомительное и направленное наблюдения территорий вернакулярных районов;
  • интервью с жителями вернакулярных районов с составлением ментальной карты вернакулярного района;
  • составление базы данных о чатах, группах, пабликах в социальных сетях и платформах, в которых общаются жители вернакулярных районов.

Студентам было предложено на выбор 30 районов, из которых выбрали 17: Военный городок, Матвеевка (район станции электропоезда), «Нахаловка», «Тихий центр», «Плеханка», «Расточка», «Башня», «Красная Горка», «Бугринка», «Обь ГЭС», Нижняя зона Академгородка (Щ), Нижняя Ельцовка, микрорайон вокруг НГПУ, «Весенний», «Матрёшки», ТРЦ «Мега», микрорайон «Горский».