Аутентичность в гастрономическом ландшафте городов Сибири и Дальнего Востока

Статья старшего преподавателя кафедры общей социологии ЭФ НГУ Калашниковой Ксении о разнообразии заведений общественного питания и их стратегиях конструирования аутентичности опубликована в новом номере «Экономической социологии»:

Калашникова К.Н. (Вос)производство аутентичности пространства в гастрономическом ландшафте сибирских и дальневосточных городов // Экономическая социология. 2025. Т. 26, № 5. С. 87-110.

Статья посвящена исследованию гастрономических ландшафтов сибирских и дальневосточных городов. Заведения общественного питания рассматриваются как важная часть культуры города, которая трансформируется в связи и с глобализацией, и с коммерциализацией локальных особенностей. Теоретический бэкграунд исследования – концепции аутентичности, подчёркивающие её роль как культурного и маркетингового ресурса.

Создавая – осознанно или нет – образ аутентичного пространства, владельцы ресторанов могут опираться либо на локальное культурное наследие, либо на глобальные тренды, воспроизводя уникальные местные особенности или формируя «не-места». Предполагается, что аутентичность пространства связана с конкретными культурными контекстами, имеющими пространственные коннотации. В качестве маркеров культурных контекстов рассмотрены обобщённые кулинарные традиции (кухни): локальная или региональная, русская, азиатская, американская, европейская, восточная, смешанная.

Теоретические идеи, на которые опирается исследование:
кто и в каких ситуациях применительно к городским объектам говорит об аутентичности, как аутентичность стала ожидаемой чертой приобретаемых товаров, услуг, впечатлений. В формировании впечатлений и передаче аутентичного опыта выделяют пять вариантов аутентичности – естественная, оригинальная, эксклюзивная, референтная и влиятельная, из которых в данном исследовании акцент сделан на референтной как стратегии конструирования воспринимаемой подлинности через отсылку к внешнему источнику (пространству, культуре, традиции). Пространственные маркеры референтной аутентичности: «географические названия природных объектов, стран, городов; акцент на локальных ингредиентах или традициях; этнические символы и названия блюд, отсылающие к определённой кухне»;

в городском пространстве кафе, рестораны становятся видимым проявлением этнически «другого», местом и средством коммуникации разных культур, привлекающим и жителей, и туристов;

кафе и рестораны могут маркировать в целом город как туристически привлекательное место, так и части городского пространства: центральные и периферийные, бедные и богатые, старые и новые.

Эмпирическая база исследования – данные 2ГИС о 6747 заведениях в городах-центрах субъектов Сибирского федерального округа (СФО) и Дальневосточного федерального округа (ДВФО) (21 город); выполнен типологический анализ городов, её картографирование. 

Результаты. В дальневосточных городах значимо больше заведений азиатской кухни – китайской, японской, вьетнамской, а также локальной; сибирские города отличаются большим присутствием заведений восточной кухни – грузинской, узбекской, армянской, а также смешанной. На фоне этой общей тенденции выделено пять групп городов:
«Благовещенск, Хабаровск и Владивосток отличаются преобладанием азиатской кухни и соответствующих ей форматов заведений – раменных, суши-баров, китайских заведений. В Иркутске, Кызыле, Улан-Удэ и Чите превалируют локальные кухни и, соответственно, позные или буузные; здесь гастрономический ландшафт предлагает опыт сопричастности к этнической, коренной идентичности. В Барнауле, Горно-Алтайске и Новосибирске выделяется смешанная кухня с точками, где можно заказать и бургер, и шаурму; и пиццу, и роллы. Эклектика – это прямое следствие производства «не-мест», где потребитель «путешествует», не покидая фудкорта. Идентичность, к которой здесь апеллируют, это, скорее, идентичность современного мобильного горожанина. Кемерово, Красноярск, Омск и Томск отличаются преобладанием восточной кухни и заведений, предлагающих шашлык, донер, лагман, плов. Восточная кухня здесь является маркером воспроизводства культуры для сообществ мигрантов, экзотическим «производством» для горожан. Абакан, Магадан, Южно-Сахалинск, Петропавловск-Камчатский и Якутск – города, в которых структура заведений не демонстрирует ярких смещений, но в них наблюдается немного больший, чем в других типах городов, вес в структуре заведений американской (например, бургерных) и русской (например, пельменных, пирожковых) кухни».

«В городах с преобладанием восточной и смешанной кухни значимо больше заведений, которые относятся к крупным сетям», но «сетевой формат заведений не противопоставляется аутентичности. … Это производство аутентичности, референтной в первую очередь самой себе».

Стратегии воспроизводства локальной аутентичности:

  • «многочисленные небольшие кафе, представленные, как правило, одним филиалом. ... Это заведения и «для своих», и для жаждущих «неограненной» аутентичности туристов, предлагающие простые блюда, большие и сытные порции и доступные цены». Реализована в Кызыле, Иркутске, Улан-Удэ, Чите;
  • предложение продукции местных фермерских хозяйств;
  • коммерческая версия традиций: конструирование нового гастрономического канона для создания привлекательного бренда;
  • отсылка в названии заведений на конкретные городские места.