Домашняя Италия: как работает языковой центр НГУ в дистанционном режиме

В середине марта занятия в Новосибирском государственном университете были переведены в онлайн-режим. Изменения коснулись не только лекций и семинаров — языковые центры также были вынуждены перейти на дистанционное обучение. Студенты и преподаватели Итальянского центра Гуманитарного института НГУ рассказали о том, как прошел переход на удаленку для всех сторон, удается ли придерживаться прежнего расписания и рассуждали о плюсах и минусах таких занятий.

Итальянский центр ГИ НГУ открылся в октябре 2017 года, благодаря усилиям выпускников гуманитарного факультета разных лет — преподавателями стали те, кто изучал итальянский на отделении филологии НГУ. Новосибирский госуниверситет стал одним из первых вузов Сибири, где начали преподавать итальянский язык. Центр организовывает курсы обучения итальянскому языку, а также проводит мероприятия, которые укрепляют связи с университетами Италии и приобщают к итальянским традициям.

Итальянский центр единственный в Сибири координирует экзамен по итальянскому языку как иностранному на международный сертификат CILS. Для подготовки к экзамену центр организует специальные курсы с преподавателями, имеющими многолетний опыт работы с материалами CILS.

О своих впечатлениях от перехода на дистанционное обучение рассказала преподаватель ИтЦ ГИ НГУ Александра Терёшкина:

— Я со своими студентами использую онлайн-платформу Google, благо, у университета есть для этого все возможности. Мы встречаемся через видео-конференц-связь и, как обычно, общаемся, делаем тесты, разбираем упражнения, теорию и практику. Всё как и прежде. Только теперь я вижу перед собой не парты со студентами, а список присоединившихся к конференции, и опрашиваю их в этом порядке. Все учебные материалы есть у меня в электронном виде, поэтому мне достаточно заранее выслать их учащимся, чтобы они могли их распечатать или использовать электронный вариант. Показывать видео и использовать аудио тоже легко: всего лишь отправить ссылку на заранее выложенный файл, и даже не надо, как прежде, искать пульт от проектора или выравнивать звук у колонок. Мои прекрасные студенты — большие молодцы и освоились с новым форматом быстро: например, пока я говорю, они выключают свои микрофоны, чтобы посторонние звуки не отвлекали других слушателей.

Наш формат не подразумевает строгого контроля при выполнении тестовых заданий, поскольку каждый учится для себя и списывать совершенно бессмысленно. Оказавшись на карантине, мы парадоксально стали ближе друг к другу, познакомились с самыми младшими членами семей (у кого они есть) и котами, которые не особенно заботятся о правилах приличия и любят приходить на ручки. Забавно, что поведение изменилось мало: если ученик опаздывал на реальные занятия, он опаздывает и на виртуальные. И наоборот — те, кто обычно приходит вовремя, к моменту начала уже «у станка».
И все же я очень скучаю по живому общению с аудиторией и родной доске с мелом. Никакая, даже самая хорошая онлайн-платформа не заменит настоящего чувства локтя и удовольствия от пантомим у доски. Я же преподаю итальянский, как без этого?..

Для некоторых преподавателей центра опыт проведения дистанционных занятий стал новым:

— Для меня онлайн-обучение стало интересным опытом. Я рада, что мы оставались на связи, стали в чем-то ближе, побывали друг у друга в гостях, продолжали получать удовольствие от изучения языка и культуры. Хотя мне не хватало работы в мини-группах, возможности подслушать общение между студентами, заглянуть в их тетради. И обнаружилось, что по взгляду непонятно, к кому из двух Ирин я обращаюсь, пришлось придумывать разные варианты имени, — рассказала преподаватель ИтЦ Анна Гулидова.

Студенты языкового центра в целом поддерживают переход на дистанционный формат, хотя и отмечают, что опасались возможной отмены занятий. По словам студентов, благодаря своевременной реакции администрации Итальянского центра, учащимся легко удалось войти в прежнее русло: занятия не прервались, а продолжились в режиме, удобном для всех студентов группы, что позволило пройти программу курса в полном объеме.

— Я бы выделила две аспекта — технический и эмоциональный. Если говорить про первый пункт, то для занятий мне всего хватало — тексты, аудио. Практически нет отличий от привычного формата. Платформа, которую использовали, тоже хороша, я ее даже другим советовала. Из минусов: если в разговоре по проводам участвуют больше трех человек, то трудно взять слово, когда хочется высказаться. Одновременно говорить невозможно, потому что нет зрительного контакта и, соответственно, понимания, кто готовится высказаться в данный момент. Эмоциональную часть в нашем случае я считаю фундаментальной. Невозможность личных встреч, традиционного общения, нехватка той самой атмосферы (итальянский же!), ради которой мы приходим, конечно, расстраивает. Настрой немного сбивается. Хотя у нас получается очень душевно общаться онлайн, но с личными встречами это не сравнить. Хочется видеть людей, приходить в университет, то есть совершать весь процесс, — поделилась студентка ИтЦ Ольга Спирякина.

— Дистанционные занятия итальянским языком, на мой взгляд, вполне работающая форма проведения занятий, если техника не подводит, если группа небольшая (в нашей группе В1 всего пять человек, и это очень хорошо), а также если заранее подготавливать задания, чтобы на уроке не терялось время на загрузку видео, упражнений. Мне понравилось, что мы индивидуально слушали аудио и смотрели видео (по-другому в «Гуглмите» не получается), так как это позволяло слушать в своем ритме, делать остановки там, где было нужно именно тебе. Из минусов назову то, что мы перестали играть, и то, что ритм занятий при дистанционном обучении несколько снизился, — отметила студентка ИтЦ Ирина Микута.

По словам директора Итальянского центра НГУ Ольги Кузнецовой, администрация центра давно задумывалась о запуске онлайн-занятий, чтобы сделать обучение в НГУ доступным не только тем, кто живет в Новосибирске. Самоизоляция вынудила преподавателей освоить такую форму преподавания в сжатые сроки, и они убедились, что учебный процесс вполне может быть перенесен в дистанционный формат. Онлайн-обучение может стать одной из опций для слушателей Итальянского центра и после того, когда режим самоизоляции будет отменен.