В конце августа в НГУ прошла Школа кураторов — тренинг, на котором студенты учатся быть настоящими наставниками для первокурсников. Здесь будущие кураторы знакомятся с задачами и вызовами, которые ждут их впереди. Идейным вдохновителем Школы является Ольга Яковлева, проректор по молодежной политике и воспитательной работе НГУ, основной организатор — Татьяна Синева, специалист по учебно-методической работе. Также в организации школы активное участие принимают студенты и аспиранты НГУ. Мы поговорили с Григорием Поливкиным, аспирантом Геолого-геофизического факультета НГУ, о том, что значит быть куратором и из чего состоит программа школы.
Задачей школы было познакомить и приобщить к «делу» кураторства наиболее активных студентов. Вызовами стали темы проектов, которые новоприбывшие участники должны были раскрыть, используя те навыки и опыт, которые у них уже были.
Для того чтобы научить кураторов взаимодействовать с самыми разными людьми и справляться с любыми критическими ситуациями, школа проводит психологические тренинги.
— На них разбираются различные кейсы и даются психологические задачи по типу «раскрой ёжика». Также немаловажным являются командные настольные игры, где от каждого зависит исход игры. И, конечно же, это проекты, на которых ребята с разных факультетов разбирают различные темы, привнося свой уникальный опыт, — рассказывает Григорий Поливкин.
Основным каналом связи у ребят для быстрых вопросов и поддержки выступает кураторский чат. Также раз в одну или две недели проводятся встречи, на которых все кураторы факультета или института встречаются с координатором для обсуждения трудных задач и поиска совместных решений. Кроме того, здесь есть система наставничества, благодаря которой старший и опытный куратор может курировать новичка, и совместные неформальные встречи для сплочения самого кураторского корпуса.
Как и в любом деле, новоприбывшие кураторы так или иначе допускают ряд распространённых ошибок: они часто пытаются быть «идеальными», решать все проблемы в одиночку или, наоборот, впадают в панибратство. Другие ошибки — внимание только к активным студентам или игнорирование обратной связи.
— Важно помнить: куратор — не супергерой. Нужно уметь делегировать вопросы специалистам и быть внимательным ко всем в группе, — делится опытом Григорий.
Главным инструментом оценки работы кураторов выступают анонимные опросы студентов, в которых уточняют не только «нравится ли вам куратор?», но и «насколько комфортно вам в группе?», «знаете ли вы, куда обратиться с проблемой?». Также учитывается отчётность по мероприятиям, анализ активности группы и рефлексия самих кураторов.
Григория особенно вдохновляет история Геолого-Геофизического Факультета: там сначала не воспринимали кураторство всерьёз, а в итоге создали целое официальное сообщество со своим уставом, правилами и системой старших и младших кураторов. Это показывает, что даже скепсис можно превратить в силу, если работать вместе.
— Идеальный куратор — это не преподаватель и не надзиратель, а старший друг, наставник и интегратор, — отмечает Григорий.
Важно не просто быть рядом с первокурсником, но и уметь слышать его, поддерживать, направлять.
— Важно не сидеть в ожидании проблем, а создавать среду, где им сложно возникнуть. Организовывать события, знакомства, поддерживать вовлеченность, — добавляет он.
Также Григорий отмечает, что куратору важно быть эмпатичным и искренним, уметь нести ответственность за других и быть надёжным, ведь куратор — это «точка входа» для студента, к нему первокурсники обращаются в первую очередь.
Тем, кто только мечтает стать куратором, организатор советует:
— Будьте активными, не стесняйтесь предлагать идеи, но всегда помните, что в НГУ существуют правила и этикет. Иногда ваши идеи могут с ними расходиться — важно искать баланс.
Школа кураторов НГУ — не только тренинг. Это пространство, где рождаются новые лидеры, появляются старшие друзья и наставники, способные поддержать в первых шагах в университете.