Декада инвалидов завершается сегодня, 10 декабря. Она проходит в России с 1 по 10 декабря. И приурочена к Международному Дню Инвалидов, который ежегодно отмечается 3 декабря. Цель этого ежегодного события — привлечь внимание к проблемам людей с ограниченными возможностями здоровья. Их путь к успеху труден вдвойне, потому что им приходится преодолевать не только те препятствия, с которыми сталкиваются обычные люди, но и многочисленные ограничения, обусловленные состоянием их здоровья и физическими возможностями. Некоторым это удается, и они находят силы пройти нелегкий путь к успеху в карьере, науке, творчестве или спорте. Живут яркой, наполненной событиями и достижениями жизнью, отдавая свои силы учебе и общественной деятельности, находя время на хобби и развлечения, осваивая новые компетенции и нарабатывая новые навыки. В Новосибирском государственном университете поддержкой студентов с ограниченными возможностями здоровья занимается социальное управление.
Алена Зирко — старший преподаватель Факультета социальных наук НИУ ВШЭ, кандидат психологических наук. В 2013 году она окончила специалитет по направлению «Психология» Новосибирского государственного университета, а потом решилась отправиться в Москву, поступила в магистратуру «вышки», а затем – и в аспирантуру. С 2022 года Алена Зирко преподает в НИУ ВШЭ, а с 2023 года ведет научное руководство студентами и помогает им успешно разрабатывать курсовые проекты и магистерские диссертации на инициативные темы в области человекоцентрированного подхода. Также Алена прошла профессиональную переподготовку в Московском государственном гуманитарном университете имени М.А. Шолохова по программе «Вокал и методика преподавания вокала (академический)». Область ее научных интересов связана с музыкой и голосом как ресурсом для психологической помощи и самопомощи, а также развитием человекоцентрированного подхода К. Роджерса. Алена занимается спортом, выступает на сцене, а еще вместе со своим мужем Павлом путешествует на электричках по всей стране. Она признается, что отсутствие зрения, возможно, иногда делает путь к достижению целей тернистым, но это не причина опускать руки и смиряться с ограничениями. Это повод для того, чтобы осваивать новые навыки, приобретать дополнительные компетенции и постоянно работать над собой.
В мире звуков
Родилась Алена Зирко в Новосибирске. Она появилась на свет с экстремально низким весом. Врачи чудом спасли малышку, но от оптимистических прогнозов какое-то время воздерживались. Зато ее родители не отчаивались – они сделали все возможное, чтобы дать ей шанс на активную жизнь. Хватались за любую возможность, использовали каждый шанс – искали специалистов в разных городах и возили дочь к ним на прием, пробовали различные тактики лечения и реабилитации. Раннее детство Алены прошло по большей части в больничных стенах. Это была бесконечная череда всевозможных процедур, врачей, курсов реабилитации, и произошло чудо — девочка окрепла, почти все недуги отступили. Кроме одного — ретинопатии недоношенных. При этом заболевании у новорожденных аномально развиваются кровеносные сосуды сетчатки глаз, что нередко приводит к кровоизлияниям, отслойке сетчатки и полной потере зрения. Это и случилось с Аленой.
Несмотря на полное отсутствие зрения, Алена росла активным, общительным и любознательным ребенком. Родители сделали все, чтобы девочка по возможности жила жизнью обычного ребенка и имела те же возможности для развития, что и ее зрячие сверстники. С самого раннего возраста мама возила ее на развивающие занятия, где девочка занималась в общей группе со зрячими детьми. После начальной школы для детей с ограниченными возможностями здоровья, Алена попала в Школу-интернат №39 для детей с нарушением зрения. Школьные годы она вспоминает с теплотой — отзывчивые педагоги, дружный класс, все готовы прийти на выручку, поддержать в трудной ситуации. Правда, тотально незрячих ребятишек в школе было немного, в основном, слабовидящие.
— Я была единственным незрячим ребенком в классе, наверное, поэтому казалась всем медлительной. Пока ребята быстро собирались и перебегали из одного класса в другой, я на ощупь искала по парте свои учебники, тетрадки и ручки и складывала их в сумку. На это у меня уходило гораздо больше времени, чем у остальных. Я всеми силами старалась не отставать от зрячих ребят, но все же чувствовала различие между нами. Позднее, как и все девочки-подростки, ходила на дискотеки, наряжалась, носила туфли на каблуках. Вот только по улицам и школьным коридорам, если я шла не одна, а в общей компании ребят, то могла идти только взявшись за руку с кем-то из девочек. В какой-то момент они начали стесняться этого, и я стала учиться ходить без их помощи. В целом же в школе были созданы все условия для обучения незрячих и слабовидящих учеников, — вспоминает Алена Зирко.
Музыка и вдохновение
Музыку Алена полюбила с детства. Многие ее сверстники учились в музыкальных школах, и ей тоже хотелось осваивать музыкальную грамоту, о чем она и сказала родителям. Когда Алене исполнилось 8 лет, они привезли домой пианино и через знакомых нашли молодую учительницу, которая согласилась заниматься с незрячим ребенком на дому.
— Через год после начала наших занятий с Еленой Юрьевной я попала в Школу-интернат №39, а еще через год в ней открыли филиал хоровой детской музыкальной школы №19. Я успешно прошла прослушивание, и детская мечта сбылась: в музыкальной школе у меня появились педагоги – преподаватель игры на фортепиано Татьяна Николаевна Бронникова и хормейстер, которая потом занималась со мной вокалом, Татьяна Владимировна Коржова. Мне потребовалось какое-то время, чтобы включиться в учебу, но вскоре у меня обнаружились музыкальные способности, и мои учителя это заметили, стали направлять меня на конкурсы по фортепиано и вокалу, — рассказывает Алена Зирко.
Путешествие за океан
С 7 класса Алена начала всерьез заниматься еще и английским языком.
— Занятия проводила Екатерина Эдуардовна Миронова по собственной особой методике. Проходили они в специализированной государственной библиотеке для слепых и слабовидящих. Эти занятия требовали множества часов домашней подготовки, и я с большим усердием включилась в этот процесс, потому что узнала, что в 9-12 классах специализированной школы ученики могут участвовать в программе по обмену будущими лидерами — future leaders exchange program. Чтобы принять в ней участие, нужно было победить в конкурсе, обязательным условием было хорошее владение английским языком. Старшеклассники из нашей школы ездили в США на год, учились там, проживали в принимающих семьях. Это казалось мне чем-то особенно интересным. На поездку за океан я не надеялась, но мечтала о ней. И решила идти к этой мечте, поэтому в изучение английского языка вкладывала очень много сил и времени. В итоге в 9 классе я выиграла этот конкурс и следующий год провела в городе Остин штата Техас. Это очень жаркий штат. Там я жила в принимающей семье, ходила в самую обычную школу, работающую по системе инклюзивного образования. В ней учились около 3 тысяч школьников. У меня там был свой педагог – учитель для людей с нарушением зрения. Эта женщина обучала меня английской скорописи, учила пользоваться специальным органайзером. Такие органайзеры в те годы выдавали детям в школах. Устройство имело внутреннюю память, было укомплектовано брайлевским дисплеем, с его помощью можно было создавать файлы и выполнять домашние задания. Но самое удобное — этот органайзер можно было подключить к принтеру — брайлевскому или обычному, —распечатать текст и сдать работу учителю, — делится своими воспоминаниями Алена Зирко.
Целый год девушка на общих основаниях училась в техасской школе, пела в школьном хоре, выступала на концертах, участвовала в вокальных конкурсах, продолжала обучаться игре на фортепиано. У нее появились новые друзья — не только американские школьники, но и такие же студенты по обмену, как и она сама. Поселили ее в достаточно религиозной семье, и на выходных Алена ходила в местный храм, посещала занятия в воскресной школе, участвовала в концертах, занималась волонтерством — обучала русскому языку семью, которая готовилась к усыновлению мальчика из Казахстана.
После возвращения в Новосибирск Алена приняла участие в конкурсе для одаренных детей с инвалидностью, проводимом фондом «Мир искусства», прошла строгий отбор и в составе хорового коллектива выступила на нескольких благотворительных концертах. Благодаря этому у нее появились друзья в разных городах России, связь с некоторыми не прервалась до сих пор. Позднее, уже в студенческие годы в рамках мероприятий данного фонда Алена уже в качестве вокалистки выступала на концертах в Новокузнецке, Новосибирске и Москве.
Ограничения и преимущества
К выбору профессии Алена подошла ответственно. В школьные годы она сначала мечтала стать музыкантом и даже писала музыку.
— Если меня что-то эмоционально трогало — радостное или грустное, — я садилась за инструмент, импровизировала и пела. Но связать свою жизнь с музыкой было страшно — от взрослых я слышала много историй о тяжелой жизни музыкантов — особенно незрячих, — и о проблемах с трудоустройством в этой сфере. Поэтому к старшим классам я внимательно и глубоко задумалась над выбором своего пути во взрослую жизнь. Что выбрать? Иностранные языки? Востоковедение? Психологию? Пожалуй, последний вариант, ведь меня всегда интересовали отношения между людьми, и я с самого детства мечтала помогать им разрешать межличностные противоречия и конфликты. В детстве я, играя с куклами, моделировала различные ситуации — в классе, в хоровом коллективе, в компании друзей. Или же просто сама для себя сочиняла такие истории. Но в обоих случаях у меня была главная героиня, которая разрешала все конфликты, преодолевала все трудности и помогала восстановить мир и спокойствие в коллективе или компании. Эта героиня была сильная, смелая энергичная и очень сообразительная. Но иногда главным персонажем становилась другая девочка — чувствительная, ранимая, нежная и творческая. Она становилась музыкантом и радовала своим талантом окружающих. Постепенно она начала уходить на второй план, а на первый вырвалась первая героиня, которая стала, конечно же, психологом, — рассказывает Алена Зирко.
Но в жизни сделать выбор оказалось сложнее. Отсутствие зрения накладывало множество ограничений. После поездки в Америку ей хотелось стать переводчиком. Хорошее знание английского вполне к этому располагало. Многие отмечали и другие преимущества, которыми обладала девушка: музыкальные способности, способность тонко чувствовать людей. Но на каждое преимущество находилось свое ограничение. Учителю музыки зрение необходимо, чтобы читать обычные ноты, видеть постановку руки ученика и положение его тела. Устному переводчику тоже без зрения не обойтись — на любом мероприятии, как считает большинство людей, может потребоваться помощь сопровождающего, а незрячий письменный переводчик столкнется с трудностями при работе с отсканированными в виде картинок или написанными от руки документами. Остается психолог. Но и там есть ограничения. Зато имеются и лазейки, позволяющие их обойти. Психолог может работать на телефоне доверия или заниматься исследовательской работой в составе научной группы, выполняя те функции, которые доступны без зрения. Например, надо создать пост для соцсети? Пока незрячий психолог готовит текст, зрячий коллега подбирает картинки к нему. Здесь хочется отметить, что для любой из вышеперечисленных профессий, на самом деле, нужно просто искать и находить подходящие и выполнимые для незрячего человека задачи, которых достаточно много.
— У незрячих существует некоторое количество ограничений по любой профессии. Это наша данность, они есть, и никуда от них не деться. Важно, осознавая это, искать в противовес какую-либо сильную сторону, на которую можно опереться. Выбор есть всегда: либо вообще ничего не делать, либо стараться нивелировать существующие ограничения и идти к своей цели, — считает Алена Зирко.
Только в НГУ!
К окончанию школы Алена так и не определилась: колебалась между филологией и психологией. Но одно решила точно: поступать будет только в Новосибирский государственный университет. От своих школьных учителей она узнала, что в этом вузе созданы все условия для обучения незрячих и слабовидящих студентов, работает инклюзивная программа, по которой могут обучаться студенты с нарушением зрения, действует ресурсный центр с компьютерами, которые оснащены программами экранного доступа, с читающей машиной, сканерами, брайлевским дисплеем. А также есть социальное управление, которое всесторонне поддерживает студентов с нарушением зрения. Несколько выпускников школы, в которой училась Алена, успешно обучались в НГУ и были рады, что выбрали именно этот вуз.
— Психология привлекла меня, в первую очередь тем, что это работа с людьми из разных сфер и прекрасная возможность познакомиться с ними поближе. Тогда, даже если я не буду работать по специальности, умение лучше выстраивать отношения с людьми поможет мне реализоваться в других профессиях, будь то переводчик, преподаватель английского, учитель музыки или музыкант-исполнитель. А еще я решила, что у меня будет две другие профессии, помимо профессии психолога, одна из которых связана с английским языком, а другая – с музыкой, вот тогда я буду человеком-оркестром и точно не пропаду — так я думала, потому что во мне жил страх, что из-за отсутствия зрения не смогу найти работу. Тогда в обществе транслировалось мнение, что незрячему человеку устроиться на работу очень сложно, — рассказывает Алена Зирко.
С первого же дня девушка прониклась особой атмосферой Академгородка. Она слышала разговоры прохожих, которые обсуждали какие-то научные исследования, ощущала дыхание леса и была очарована обстановкой, царящей в НГУ. Но ей предстояло изучить это место, научиться ориентироваться на местности, обустроиться в общежитии и найти новых друзей. Самым сложным было преодоление страха: а вдруг она не сможет учиться в одном из ведущих вузов страны? Ведь не так уж и мало студентов попадают под отчисление после первой же сессии. Поэтому с первых дней Алена направила все свои силы на учебу. На сон оставалось лишь 4 часа в сутки. Потом накопилась огромная усталость и пришло осознание того, что так перегружать себя, пожалуй, не следует.
Освоиться в Академгородке и выучить необходимые маршруты Алене помогали специалисты по ориентированию из НГУ. Особенно благодарна девушка одному из них — Екатерине Чупахиной, которая регулярно занималась с ней, и в итоге Алена к 4 курсу вышла на уверенный уровень ориентирования в городе.
— Сначала я очень переживала, как адаптируюсь среди одногруппников, но вскоре подружилась с ребятами. Я достаточно коммуникабельный человек, и мне интересны люди. Поэтому в группе у меня было много друзей, я проводила время с разными компаниями, с некоторыми ребятами мы общаемся до сих пор, — рассказывает Алена Зирко.
Девушка не упускала возможность попробовать себя в разных сферах. Со 2 курса начала практику в новосибирской ассоциации интеграции, где сразу включилась в практическую деятельность с незрячими детьми, а также с детьми с комплексными нарушениями по диагностике и развивающим занятиям. В какой-то момент она выяснила, что эти ребятишки очень чутко реагируют на музыку, и стала разрабатывать направление музыкотерапии. Потом решила, что это и будет ее исследовательский интерес. Ее научным руководителем стала Яна Сергеевна Ревина. Под ее руководством Алена писала курсовые работы, а потом и дипломную, разрабатывая все эти годы интересующую ее тему — музыка в психологии.
— Я была очень рада исследовать то, что люблю и что может помочь другим людям. При этом я работала с детьми с разными особенностями здоровья, и, когда появилась возможность консультировать, стала набирать клиентов и проходить супервизии — процесс профессионального консультирования, когда психолог (супервизант) обсуждает свою работу с более опытным коллегой (супервизором) для анализа случаев, получения обратной связи и профессионального развития. Тогда у нас был студенческий психологический центр НГУ, где студенты-психологи проходили практику. В рамках этого центра мы проводили различные тренинги и ездили на практику в психиатрические клиники и терапевтические отделения. И это все было таким богатым полем практики, — вспоминает Алена Зирко.
Результаты своих исследований в сфере музыкотерапии в психологии девушка каждый год представляла на Международной научной студенческой конференции (МНСК).
Свою жизнь в Академгородке и учебу в НГУ Алена вспоминает с теплотой. Эти годы были наполнены не только учебой и исследованиями, но также дружбой, интересными мероприятиями и захватывающими путешествиями.
— Наше социальное управление организовывало то походы в театр, то посещения бассейна, а летом были поездки в Крым, и мне довелось съездить туда три раза! Это была очень насыщенная, социально активная жизнь. На конференциях, где я выступала с докладами, были и творческие секции, на которых можно было выступать с музыкальными номерами, и я всегда и использовала эту возможность. Я чувствовала себя вовлеченной в факультетскую и университетскую жизнь благодаря ресурсному центру, в котором с утра до ночи сидела и занималась учебой. Я чувствовала себя в НГУ, как дома. Вспоминается главный корпус, переход в лабораторный корпус, ресурсный центр, расположенный в нем, уютные кафешки… Так приятно все это вспоминать. С особой благодарностью вспоминаю начальника социального управления Жанну Яковлевну Ермолу, к которой всегда можно было прийти со своими проблемами и получить помощь, сочувствие и полезный совет. Большим подспорьем была материальная помощь от университета для приобретения разных средств реабилитации, которые помогали учиться студентам с ограниченными возможностями здоровья. Благодаря этому я в свое время купила специальный дисплей Брайля, которым пользовалась около 15 лет, а также другие полезные устройства, служившие мне долгое время, — рассказала Алена Зирко.
«Вышка»
Со временем девушка стала задумываться о поступлении в магистратуру и аспирантуру. И однажды на информационном стенде у деканата появилась информация об олимпиаде, проводимой Высшей школой экономики (ВШЭ, Москва). Алена решила попробовать свои силы и принять в ней участие. Это было первым шагом на новом участке пути. По итогам конкурса она прошла на магистерскую программу. Направление выбрала сама — «Человекоцентрированный подход».
— В каждом человеке есть ресурс, какая-то сильная сторона, которую ему важно выявить и потом ею пользоваться. Человекоцентрированный подход заключается в том, чтобы в диалоге, во взаимном соприсутствии помочь другому человеку найти этот ресурс, опереться на него и пойти жить свою такую полную, насыщенную жизнь. Это было мне так близко! Во время обучения в магистратуре я немного сменила профиль своей научной деятельности: изучала, как клиент выражает свои внутренние переживания в консультировании, старалась выявить, что ему помогает переводить свои внутренние трудности в слова и как это помогает в работе над своим запросом. Я по-прежнему стремилась к использованию музыки и применила это в своей кандидатской диссертации. Это было спланированное решение, принятое совместно с моим научным руководителем из ВШЭ, — говорит Алена Зирко.
В 2013-2015 гг., обучаясь в магистратуре ВШЭ, Алена прошла профессиональную переподготовку в Московском государственном гуманитарном университете имени М.А. Шолохова по программе «Вокал и методика преподавания вокала (академический)». И получилось, что она обучалась в двух вузах одновременно. В 2020 году она защитила кандидатскую диссертацию в ВШЭ, и осталась там в качестве преподавателя.
— Коллеги из «вышки» были всегда готовы пойти навстречу мне и помочь сделать что-то не очень доступное для меня доступным, но при этом и у меня уже были наработаны определённые навыки, как эту помощь запросить, потому что этому меня научила жизнь в Академгородке и годы учебы в Новосибирском государственном университете, — отмечает Алена Зирко.
Помимо работы со студентами в ВШЭ, Алена работает психологом на телефоне доверия в службе «Помогая другим, помогаешь себе». Также она занимается репетиторством по английскому языку, преподаванием академического вокала и консультированием клиентов. Для нее важно разнообразие деятельности. Свои прежние страхи и сомнения вспоминает с улыбкой: опасалась, что не сможет устроиться на работу, а сейчас работает по трем профессиям сразу, и всюду успешно! Занимается не только практической деятельностью, но и научной — продолжает исследование в области музыкотерапии и планирует в обозримом будущем написать статью об ароматерапии с точки зрения психологии.
— Важно верить в себя, прислушиваться к себе и находить свое исследовательское поле, возделыванием которого вы хотели бы заниматься. Также важно гореть, но не сгорать, потому что если ты горишь своей темой, по-настоящему ее любишь, то у тебя все будет получаться, — рассказывает Алена Зирко.
В новых локациях
Переезжая в Москву, Алена очень беспокоилась о том, как она освоится в таком большом городе, но на самом деле все оказалось гораздо легче, чем она себе представляла. В магистратуре гораздо меньше пар, чем в бакалавриате или специалитете, а девушка за годы обучения в НГУ привыкла к большим нагрузкам, так что времени на освоение новых маршрутов оставалось много.
— Трудности в Москве состояли только в том, чтобы запомнить маршруты. В Академгородке все было гораздо проще — один университетский корпус, общежитие, торговый центр и несколько других объектов. Первые полгода в столице мне помогала мама. Она жила у подруг, каждый день приходила ко мне в общежитие и учила меня, как добираться в корпуса, магазины за продуктами и тому подобное. Но я мечтала о том времени, когда смогу просто выйти из дома и в одиночку отправиться не по заученному маршруту, а туда, куда захочу. Сначала эта мечта казалась несбыточной, но потом я познакомилась с незрячими ребятами из проекта «Марафон в темноте» и благодаря им поняла, что это вполне возможно, — делится воспоминаниями Алена Зирко.
И этот день наступил! Алена собралась на собеседование в языковую школу, после этого решила заглянуть в парикмахерскую и в одно официальное учреждение. Навигатора тогда у нее не было. Адреса нашла в Интернете, изучила маршрут следования на метро и вышла из дома. Благодаря подсказкам прохожих, у нее все получилось и появилась уверенность в том, что любые трудности преодолимы, стоит только победить собственную нерешительность.
Спорт и путешествия в темноте
А потом Алена занялась… бегом! Бег всегда помогал ей снять напряжение, и раньше она бегала, взявшись за руки с кем-то из зрячих друзей. В Москве найти партнера по бегу было трудно. Но энтузиасты из проекта «Марафон в темноте» помогли встретиться с волонтерами-лидерами. Девушка включилась в беговые тренировки, и это придало ей сил и энергии.
— Я даже не знала о такой интересной методике тренировок, когда незрячий спортсмен и его лидер бегут в одной связке: на концах веревки или резинки делаются две петли, за одну из которых держится незрячий бегун, а за другую – зрячий лидер. И таким образом они бегут дистанцию, — рассказала Алена.
Занятия бегом захватили ее, а вскоре к ее увлечениям добавились еще и путешествия.
Оканчивая магистратуру, Алена стала всерьез задумываться о том, сможет ли она закрепиться в столице или нужно будет вернуться в Новосибирск? Очевидно, что снимать квартиру в Москве не получится, придется искать более доступное жилье в области и учиться ездить на пригородных электричках. Но, что еще важнее, необходимо освоить математическую статистику для психологов. Она предприняла несколько попыток, но все они оказались безрезультатными из-за того, что многие статистические программы не были озвучены программой экранного доступа. Чтобы работать с ними, требовалось знание специальных программ. Об этих проблемах Алена рассказала своей знакомой, тоже психологу, состоящей в специально созданной для незрячих группе в соцсетях. И она познакомила Алену с Павлом. Молодой человек оказался профессиональным статистиком. Он тоже был незрячим, жил в Подмосковье и каждый день ездил в электричках. И не просто ездил, а путешествовал по Московской области. Алена пригласила молодого человека на тренировки по бегу, и очень скоро Павел стал частью команды.
Павел, в свою очередь, предложил Алене прокатиться на электричке во Владимир. Молодые люди заранее отыскали информацию о достопримечательностях этого города, выписали их адреса, а прибыв на место, побывали в музеях и храмах, посетили экскурсии, пообщались с музейными сотрудниками. А потом отправились в Суздаль, заночевали на вокзале в комнате отдыха и поехали в Коломну.
В свадебное путешествие молодые люди отправились тоже на электричках. Они решили побывать в Белоруссии. Позднее путешествовали по городам Золотого кольца России, а в этом году доехали до Новосибирска. Это путешествие заняло ровно неделю и оказалось довольно утомительным, ведь останавливаться на ночь приходилось в комнатах отдыха на вокзалах. Однако такие путешествия, по мнению Алены, имеют свои преимущества.
— Я раньше и подумать не могла, что два незрячих человека могут путешествовать без сопровождающих, да еще электричками по всей России. Но это оказалось возможным! Для меня это возможность побывать в музеях различных городов и узнать много нового о быте и культуре людей прошлого, об интересных личностях, о каком-то конкретном периоде истории. Такие путешествия позволяют почувствовать атмосферу города через парки, водоемы, скверы, площади, памятники. В таких поездках есть возможность прочувствовать каждый миллиметр пути, хотя есть и определенные сложности, потому что постоянно нужно что-то выяснять, спрашивать, искать, но и в этом есть определенный интерес, — считает Алена Зирко.
Завершая эту историю, хочется пожелать всем, для кого это важно, слушать свое сердце, выбирать по его зову и, благодаря этому, проживать полную разными красками, насыщенную жизнь!