«Жизнь в такт: слушать сердце и идти вперёд»

Декада инвалидов завершается сегодня, 10 декабря. Она проходит в России с 1 по 10 декабря. И приурочена к Международному Дню Инвалидов, который ежегодно отмечается 3 декабря. Цель этого ежегодного события — привлечь внимание к проблемам людей с ограниченными возможностями здоровья. Их путь к успеху труден вдвойне, потому что им приходится преодолевать не только те препятствия, с которыми сталкиваются обычные люди, но и многочисленные ограничения, обусловленные состоянием их здоровья и физическими возможностями. Некоторым это удается, и они находят силы пройти нелегкий путь к успеху в карьере, науке, творчестве или спорте. Живут яркой, наполненной событиями и достижениями жизнью, отдавая свои силы учебе и общественной деятельности, находя время на хобби и развлечения, осваивая новые компетенции и нарабатывая новые навыки. В Новосибирском государственном университете поддержкой студентов с ограниченными возможностями здоровья занимается социальное управление.

Алена Зирко — старший преподаватель Факультета социальных наук НИУ ВШЭ, кандидат психологических наук. В 2013 году она окончила специалитет по направлению «Психология» Новосибирского государственного университета, а потом решилась отправиться в Москву, поступила в магистратуру «вышки», а затем – и в аспирантуру. С 2022 года Алена Зирко преподает в НИУ ВШЭ, а с 2023 года ведет научное руководство студентами и помогает им успешно разрабатывать курсовые проекты и магистерские диссертации на инициативные темы в области человекоцентрированного подхода. Также Алена прошла профессиональную переподготовку в Московском государственном гуманитарном университете имени М.А. Шолохова по программе «Вокал и методика преподавания вокала (академический)». Область ее научных интересов связана с музыкой и голосом как ресурсом для психологической помощи и самопомощи, а также развитием человекоцентрированного подхода К. Роджерса. Алена занимается спортом, выступает на сцене, а еще вместе со своим мужем Павлом путешествует на электричках по всей стране. Она признается, что отсутствие зрения, возможно, иногда делает путь к достижению целей тернистым, но это не причина опускать руки и смиряться с ограничениями. Это повод для того, чтобы осваивать новые навыки, приобретать дополнительные компетенции и постоянно работать над собой.

В мире звуков

Родилась Алена Зирко в Новосибирске. Она появилась на свет с экстремально низким весом. Врачи чудом спасли малышку, но от оптимистических прогнозов какое-то время воздерживались. Зато ее родители не отчаивались – они сделали все возможное, чтобы дать ей шанс на активную жизнь. Хватались за любую возможность, использовали каждый шанс – искали специалистов в разных городах и возили дочь к ним на прием, пробовали различные тактики лечения и реабилитации. Раннее детство Алены прошло по большей части в больничных стенах. Это была бесконечная череда всевозможных процедур, врачей, курсов реабилитации, и произошло чудо — девочка окрепла, почти все недуги отступили. Кроме одного — ретинопатии недоношенных. При этом заболевании у новорожденных аномально развиваются кровеносные сосуды сетчатки глаз, что нередко приводит к кровоизлияниям, отслойке сетчатки и полной потере зрения. Это и случилось с Аленой.

Несмотря на полное отсутствие зрения, Алена росла активным, общительным и любознательным ребенком. Родители сделали все, чтобы девочка по возможности жила жизнью обычного ребенка и имела те же возможности для развития, что и ее зрячие сверстники. С самого раннего возраста мама возила ее на развивающие занятия, где девочка занималась в общей группе со зрячими детьми. После начальной школы для детей с ограниченными возможностями здоровья, Алена попала в Школу-интернат №39 для детей с нарушением зрения. Школьные годы она вспоминает с теплотой — отзывчивые педагоги, дружный класс, все готовы прийти на выручку, поддержать в трудной ситуации. Правда, тотально незрячих ребятишек в школе было немного, в основном, слабовидящие.

Я была единственным незрячим ребенком в классе, наверное, поэтому казалась всем медлительной. Пока ребята быстро собирались и перебегали из одного класса в другой, я на ощупь искала по парте свои учебники, тетрадки и ручки и складывала их в сумку. На это у меня уходило гораздо больше времени, чем у остальных. Я всеми силами старалась не отставать от зрячих ребят, но все же чувствовала различие между нами. Позднее, как и все девочки-подростки, ходила на дискотеки, наряжалась, носила туфли на каблуках. Вот только по улицам и школьным коридорам, если я шла не одна, а в общей компании ребят, то могла идти только взявшись за руку с кем-то из девочек. В какой-то момент они начали стесняться этого, и я стала учиться ходить без их помощи. В целом же в школе были созданы все условия для обучения незрячих и слабовидящих учеников, — вспоминает Алена Зирко.  

Музыка и вдохновение

Музыку Алена полюбила с детства. Многие ее сверстники учились в музыкальных школах, и ей тоже хотелось осваивать музыкальную грамоту, о чем она и сказала родителям. Когда Алене исполнилось 8 лет, они привезли домой пианино и через знакомых нашли молодую учительницу, которая согласилась заниматься с незрячим ребенком на дому.

Через год после начала наших занятий с Еленой Юрьевной я попала в Школу-интернат №39, а еще через год в ней открыли филиал хоровой детской музыкальной школы №19. Я успешно прошла прослушивание, и детская мечта сбылась: в музыкальной школе у меня появились педагоги – преподаватель игры на фортепиано Татьяна Николаевна Бронникова и хормейстер, которая потом занималась со мной вокалом, Татьяна Владимировна Коржова. Мне потребовалось какое-то время, чтобы включиться в учебу, но вскоре у меня обнаружились музыкальные способности, и мои учителя это заметили, стали направлять меня на конкурсы по фортепиано и вокалу, — рассказывает Алена Зирко. 

Путешествие за океан

 С 7 класса Алена начала всерьез заниматься еще и английским языком.

Занятия проводила Екатерина Эдуардовна Миронова по собственной особой методике. Проходили они в специализированной государственной библиотеке для слепых и слабовидящих. Эти занятия требовали множества часов домашней подготовки, и я с большим усердием включилась в этот процесс, потому что узнала, что в 9-12 классах специализированной школы ученики могут участвовать в программе по обмену будущими лидерами — future leaders exchange program. Чтобы принять в ней участие, нужно было победить в конкурсе, обязательным условием было хорошее владение английским языком. Старшеклассники из нашей школы ездили в США на год, учились там, проживали в принимающих семьях. Это казалось мне чем-то особенно интересным. На поездку за океан я не надеялась, но мечтала о ней. И решила идти к этой мечте, поэтому в изучение английского языка вкладывала очень много сил и времени. В итоге в 9 классе я выиграла этот конкурс и следующий год провела в городе Остин штата Техас. Это очень жаркий штат. Там я жила в принимающей семье, ходила в самую обычную школу, работающую по системе инклюзивного образования. В ней учились около 3 тысяч школьников. У меня там был свой педагог – учитель для людей с нарушением зрения. Эта женщина обучала меня английской скорописи, учила пользоваться специальным органайзером. Такие органайзеры в те годы выдавали детям в школах. Устройство имело внутреннюю память, было укомплектовано брайлевским дисплеем, с его помощью можно было создавать файлы и выполнять домашние задания. Но самое удобное — этот органайзер можно было подключить к принтеру — брайлевскому или обычному, —распечатать текст и сдать работу учителю, — делится своими воспоминаниями Алена Зирко. 

Целый год девушка на общих основаниях училась в техасской школе, пела в школьном хоре, выступала на концертах, участвовала в вокальных конкурсах, продолжала обучаться игре на фортепиано. У нее появились новые друзья — не только американские школьники, но и такие же студенты по обмену, как и она сама. Поселили ее в достаточно религиозной семье, и на выходных Алена ходила в местный храм, посещала занятия в воскресной школе, участвовала в концертах, занималась волонтерством — обучала русскому языку семью, которая готовилась к усыновлению мальчика из Казахстана.

После возвращения в Новосибирск Алена приняла участие в конкурсе для одаренных детей с инвалидностью, проводимом фондом «Мир искусства», прошла строгий отбор и в составе хорового коллектива выступила на нескольких благотворительных концертах. Благодаря этому у нее появились друзья в разных городах России, связь с некоторыми не прервалась до сих пор. Позднее, уже в студенческие годы в рамках мероприятий данного фонда Алена уже в качестве вокалистки выступала на концертах в Новокузнецке, Новосибирске и Москве.

Ограничения и преимущества

К выбору профессии Алена подошла ответственно. В школьные годы она сначала мечтала стать музыкантом и даже писала музыку.

Если меня что-то эмоционально трогало — радостное или грустное, — я садилась за инструмент, импровизировала и пела. Но связать свою жизнь с музыкой было страшно — от взрослых я слышала много историй о тяжелой жизни музыкантов — особенно незрячих, — и о проблемах с трудоустройством в этой сфере. Поэтому к старшим классам я внимательно и глубоко задумалась над выбором своего пути во взрослую жизнь. Что выбрать? Иностранные языки? Востоковедение? Психологию? Пожалуй, последний вариант, ведь меня всегда интересовали отношения между людьми, и я с самого детства мечтала помогать им разрешать межличностные противоречия и конфликты. В детстве я, играя с куклами, моделировала различные ситуации — в классе, в хоровом коллективе, в компании друзей. Или же просто сама для себя сочиняла такие истории. Но в обоих случаях у меня была главная героиня, которая разрешала все конфликты, преодолевала все трудности и помогала восстановить мир и спокойствие в коллективе или компании. Эта героиня была сильная, смелая энергичная и очень сообразительная. Но иногда главным персонажем становилась другая девочка — чувствительная, ранимая, нежная и творческая. Она становилась музыкантом и радовала своим талантом окружающих. Постепенно она начала уходить на второй план, а на первый вырвалась первая героиня, которая стала, конечно же, психологом, — рассказывает Алена Зирко.

Но в жизни сделать выбор оказалось сложнее. Отсутствие зрения накладывало множество ограничений. После поездки в Америку ей хотелось стать переводчиком. Хорошее знание английского вполне к этому располагало. Многие отмечали и другие преимущества, которыми обладала девушка: музыкальные способности, способность тонко чувствовать людей. Но на каждое преимущество находилось свое ограничение. Учителю музыки зрение необходимо, чтобы читать обычные ноты, видеть постановку руки ученика и положение его тела. Устному переводчику тоже без зрения не обойтись — на любом мероприятии, как считает большинство людей, может потребоваться помощь сопровождающего, а незрячий письменный переводчик столкнется с трудностями при работе с отсканированными в виде картинок или написанными от руки документами. Остается психолог. Но и там есть ограничения. Зато имеются и лазейки, позволяющие их обойти. Психолог может работать на телефоне доверия или заниматься исследовательской работой в составе научной группы, выполняя те функции, которые доступны без зрения. Например, надо создать пост для соцсети? Пока незрячий психолог готовит текст, зрячий коллега подбирает картинки к нему. Здесь хочется отметить, что для любой из вышеперечисленных профессий, на самом деле, нужно просто искать и находить подходящие и выполнимые для незрячего человека задачи, которых достаточно много.  

У незрячих существует некоторое количество ограничений по любой профессии. Это наша данность, они есть, и никуда от них не деться. Важно, осознавая это, искать в противовес какую-либо сильную сторону, на которую можно опереться. Выбор есть всегда: либо вообще ничего не делать, либо стараться нивелировать существующие ограничения и идти к своей цели, — считает Алена Зирко.

Только в НГУ!

К окончанию школы Алена так и не определилась: колебалась между филологией и психологией. Но одно решила точно: поступать будет только в Новосибирский государственный университет. От своих школьных учителей она узнала, что в этом вузе созданы все условия для обучения незрячих и слабовидящих студентов, работает инклюзивная программа, по которой могут обучаться студенты с нарушением зрения, действует ресурсный центр с компьютерами, которые оснащены программами экранного доступа, с читающей машиной, сканерами, брайлевским дисплеем. А также есть социальное управление, которое всесторонне поддерживает студентов с нарушением зрения. Несколько выпускников школы, в которой училась Алена, успешно обучались в НГУ и были рады, что выбрали именно этот вуз.

Психология привлекла меня, в первую очередь тем, что это работа с людьми из разных сфер и прекрасная возможность познакомиться с ними поближе. Тогда, даже если я не буду работать по специальности, умение лучше выстраивать отношения с людьми поможет мне реализоваться в других профессиях, будь то переводчик, преподаватель английского, учитель музыки или музыкант-исполнитель. А еще я решила, что у меня будет две другие профессии, помимо профессии психолога, одна из которых связана с английским языком, а другая – с музыкой, вот тогда я буду человеком-оркестром и точно не пропаду — так я думала, потому что во мне жил страх, что из-за отсутствия зрения не смогу найти работу. Тогда в обществе транслировалось мнение, что незрячему человеку устроиться на работу очень сложно, — рассказывает Алена Зирко.

С первого же дня девушка прониклась особой атмосферой Академгородка. Она слышала разговоры прохожих, которые обсуждали какие-то научные исследования, ощущала дыхание леса и была очарована обстановкой, царящей в НГУ. Но ей предстояло изучить это место, научиться ориентироваться на местности, обустроиться в общежитии и найти новых друзей. Самым сложным было преодоление страха: а вдруг она не сможет учиться в одном из ведущих вузов страны? Ведь не так уж и мало студентов попадают под отчисление после первой же сессии. Поэтому с первых дней Алена направила все свои силы на учебу. На сон оставалось лишь 4 часа в сутки. Потом накопилась огромная усталость и пришло осознание того, что так перегружать себя, пожалуй, не следует.

Освоиться в Академгородке и выучить необходимые маршруты Алене помогали специалисты по ориентированию из НГУ. Особенно благодарна девушка одному из них — Екатерине Чупахиной, которая регулярно занималась с ней, и в итоге Алена к 4 курсу вышла на уверенный уровень ориентирования в городе.

Сначала я очень переживала, как адаптируюсь среди одногруппников, но вскоре подружилась с ребятами. Я достаточно коммуникабельный человек, и мне интересны люди. Поэтому в группе у меня было много друзей, я проводила время с разными компаниями, с некоторыми ребятами мы общаемся до сих пор, — рассказывает Алена Зирко.

Девушка не упускала возможность попробовать себя в разных сферах. Со 2 курса начала практику в новосибирской ассоциации интеграции, где сразу включилась в практическую деятельность с незрячими детьми, а также с детьми с комплексными нарушениями по диагностике и развивающим занятиям. В какой-то момент она выяснила, что эти ребятишки очень чутко реагируют на музыку, и стала разрабатывать направление музыкотерапии. Потом решила, что это и будет ее исследовательский интерес. Ее научным руководителем стала Яна Сергеевна Ревина. Под ее руководством Алена писала курсовые работы, а потом и дипломную, разрабатывая все эти годы интересующую ее тему — музыка в психологии.

Я была очень рада исследовать то, что люблю и что может помочь другим людям. При этом я работала с детьми с разными особенностями здоровья, и, когда появилась возможность консультировать, стала набирать клиентов и проходить супервизии — процесс профессионального консультирования, когда психолог (супервизант) обсуждает свою работу с более опытным коллегой (супервизором) для анализа случаев, получения обратной связи и профессионального развития. Тогда у нас был студенческий психологический центр НГУ, где студенты-психологи проходили практику. В рамках этого центра мы проводили различные тренинги и ездили на практику в психиатрические клиники и терапевтические отделения. И это все было таким богатым полем практики, — вспоминает Алена Зирко.

Результаты своих исследований в сфере музыкотерапии в психологии девушка каждый год представляла на Международной научной студенческой конференции (МНСК).

Свою жизнь в Академгородке и учебу в НГУ Алена вспоминает с теплотой. Эти годы были наполнены не только учебой и исследованиями, но также дружбой, интересными мероприятиями и захватывающими путешествиями.

Наше социальное управление организовывало то походы в театр, то посещения бассейна, а летом были поездки в Крым, и мне довелось съездить туда три раза! Это была очень насыщенная, социально активная жизнь. На конференциях, где я выступала с докладами, были и творческие секции, на которых можно было выступать с музыкальными номерами, и я всегда и использовала эту возможность. Я чувствовала себя вовлеченной в факультетскую и университетскую жизнь благодаря ресурсному центру, в котором с утра до ночи сидела и занималась учебой. Я чувствовала себя в НГУ, как дома. Вспоминается главный корпус, переход в лабораторный корпус, ресурсный центр, расположенный в нем, уютные кафешки… Так приятно все это вспоминать. С особой благодарностью вспоминаю начальника социального управления Жанну Яковлевну Ермолу, к которой всегда можно было прийти со своими проблемами и получить помощь, сочувствие и полезный совет. Большим подспорьем была материальная помощь от университета для приобретения разных средств реабилитации, которые помогали учиться студентам с ограниченными возможностями здоровья. Благодаря этому я в свое время купила специальный дисплей Брайля, которым пользовалась около 15 лет, а также другие полезные устройства, служившие мне долгое время, — рассказала Алена Зирко.

«Вышка»

Со временем девушка стала задумываться о поступлении в магистратуру и аспирантуру. И однажды на информационном стенде у деканата появилась информация об олимпиаде, проводимой Высшей школой экономики (ВШЭ, Москва). Алена решила попробовать свои силы и принять в ней участие. Это было первым шагом на новом участке пути. По итогам конкурса она прошла на магистерскую программу. Направление выбрала сама — «Человекоцентрированный подход».

В каждом человеке есть ресурс, какая-то сильная сторона, которую ему важно выявить и потом ею пользоваться. Человекоцентрированный подход заключается в том, чтобы в диалоге, во взаимном соприсутствии помочь другому человеку найти этот ресурс, опереться на него и пойти жить свою такую полную, насыщенную жизнь. Это было мне так близко!  Во время обучения в магистратуре я немного сменила профиль своей научной деятельности: изучала, как клиент выражает свои внутренние переживания в консультировании, старалась выявить, что ему помогает переводить свои внутренние трудности в слова и как это помогает в работе над своим запросом. Я по-прежнему стремилась к использованию музыки и применила это в своей кандидатской диссертации. Это было спланированное решение, принятое совместно с моим научным руководителем из ВШЭ, — говорит Алена Зирко.   

В 2013-2015 гг., обучаясь в магистратуре ВШЭ, Алена прошла профессиональную переподготовку в Московском государственном гуманитарном университете имени М.А. Шолохова по программе «Вокал и методика преподавания вокала (академический)». И получилось, что она обучалась в двух вузах одновременно. В 2020 году она защитила кандидатскую диссертацию в ВШЭ, и осталась там в качестве преподавателя.

Коллеги из «вышки» были всегда готовы пойти навстречу мне и помочь сделать что-то не очень доступное для меня  доступным, но при этом и у меня уже были наработаны определённые навыки, как эту помощь запросить, потому что этому меня научила жизнь в Академгородке и годы учебы в Новосибирском государственном университете, — отмечает Алена Зирко.  

Помимо работы со студентами в ВШЭ, Алена работает психологом на телефоне доверия в службе «Помогая другим, помогаешь себе». Также она занимается репетиторством по английскому языку, преподаванием академического вокала и консультированием клиентов. Для нее важно разнообразие деятельности. Свои прежние страхи и сомнения вспоминает с улыбкой: опасалась, что не сможет устроиться на работу, а сейчас работает по трем профессиям сразу, и всюду успешно! Занимается не только практической деятельностью, но и научной — продолжает исследование в области музыкотерапии и планирует в обозримом будущем написать статью об ароматерапии с точки зрения психологии.

Важно верить в себя, прислушиваться к себе и находить свое исследовательское поле, возделыванием которого вы хотели бы заниматься. Также важно гореть, но не сгорать, потому что если ты горишь своей темой, по-настоящему ее любишь, то у тебя все будет получаться, — рассказывает Алена Зирко.

В новых локациях

Переезжая в Москву, Алена очень беспокоилась о том, как она освоится в таком большом городе, но на самом деле все оказалось гораздо легче, чем она себе представляла. В магистратуре гораздо меньше пар, чем в бакалавриате или специалитете, а девушка за годы обучения в НГУ привыкла к большим нагрузкам, так что времени на освоение новых маршрутов оставалось много.

Трудности в Москве состояли только в том, чтобы запомнить маршруты. В Академгородке все было гораздо проще — один университетский корпус, общежитие, торговый центр и несколько других объектов. Первые полгода в столице мне помогала мама. Она жила у подруг, каждый день приходила ко мне в общежитие и учила меня, как добираться в корпуса, магазины за продуктами и тому подобное. Но я мечтала о том времени, когда смогу просто выйти из дома и в одиночку отправиться не по заученному маршруту, а туда, куда захочу. Сначала эта мечта казалась несбыточной, но потом я познакомилась с незрячими ребятами из проекта «Марафон в темноте» и благодаря им поняла, что это вполне возможно, — делится воспоминаниями Алена Зирко.

И этот день наступил! Алена собралась на собеседование в языковую школу, после этого решила заглянуть в парикмахерскую и в одно официальное учреждение. Навигатора тогда у нее не было. Адреса нашла в Интернете, изучила маршрут следования на метро и вышла из дома. Благодаря подсказкам прохожих, у нее все получилось и появилась уверенность в том, что любые трудности преодолимы, стоит только победить собственную нерешительность.

Спорт и путешествия в темноте

А потом Алена занялась… бегом! Бег всегда помогал ей снять напряжение, и раньше она бегала, взявшись за руки с кем-то из зрячих друзей. В Москве найти партнера по бегу было трудно. Но энтузиасты из проекта «Марафон в темноте» помогли встретиться с волонтерами-лидерами. Девушка включилась в беговые тренировки, и это придало ей сил и энергии.

Я даже не знала о такой интересной методике тренировок, когда незрячий спортсмен и его лидер бегут в одной связке: на концах веревки или резинки делаются две петли, за одну из которых держится незрячий бегун, а за другую – зрячий лидер. И таким образом они бегут дистанцию, — рассказала Алена.

Занятия бегом захватили ее, а вскоре к ее увлечениям добавились еще и путешествия.

Оканчивая магистратуру, Алена стала всерьез задумываться о том, сможет ли она закрепиться в столице или нужно будет вернуться в Новосибирск? Очевидно, что снимать квартиру в Москве не получится, придется искать более доступное жилье в области и учиться ездить на пригородных электричках. Но, что еще важнее, необходимо освоить математическую статистику для психологов. Она предприняла несколько попыток, но все они оказались безрезультатными из-за того, что многие статистические программы не были озвучены программой экранного доступа. Чтобы работать с ними, требовалось знание специальных программ. Об этих проблемах Алена рассказала своей знакомой, тоже психологу, состоящей в специально созданной для незрячих группе в соцсетях. И она познакомила Алену с Павлом. Молодой человек оказался профессиональным статистиком. Он тоже был незрячим, жил в Подмосковье и каждый день ездил в электричках. И не просто ездил, а путешествовал по Московской области. Алена пригласила молодого человека на тренировки по бегу, и очень скоро Павел стал частью команды.

Павел, в свою очередь, предложил Алене прокатиться на электричке во Владимир. Молодые люди заранее отыскали информацию о достопримечательностях этого города, выписали их адреса, а прибыв на место, побывали в музеях и храмах, посетили экскурсии, пообщались с музейными сотрудниками. А потом отправились в Суздаль, заночевали на вокзале в комнате отдыха и поехали в Коломну.

В свадебное путешествие молодые люди отправились тоже на электричках. Они решили побывать в Белоруссии. Позднее путешествовали по городам Золотого кольца России, а в этом году доехали до Новосибирска. Это путешествие заняло ровно неделю и оказалось довольно утомительным, ведь останавливаться на ночь приходилось в комнатах отдыха на вокзалах. Однако такие путешествия, по мнению Алены, имеют свои преимущества.

Я раньше и подумать не могла, что два незрячих человека могут путешествовать без сопровождающих, да еще электричками по всей России. Но это оказалось возможным! Для меня это возможность побывать в музеях различных городов и узнать много нового о быте и культуре людей прошлого, об интересных личностях, о каком-то конкретном периоде истории. Такие путешествия позволяют почувствовать атмосферу города через парки, водоемы, скверы, площади, памятники.  В таких поездках есть возможность прочувствовать каждый миллиметр пути, хотя есть и определенные сложности, потому что постоянно нужно что-то выяснять, спрашивать, искать, но и в этом есть определенный интерес, — считает Алена Зирко.

Завершая эту историю, хочется пожелать всем, для кого это важно, слушать свое сердце, выбирать по его зову и, благодаря этому, проживать полную разными красками, насыщенную жизнь!


Материал подготовил: Елена Панфило, пресс-служба НГУ
Продолжая использовать сайт, вы даете согласие на использование cookies и обработку своих данных. Узнайте подробности или измените свои настройки cookies.