Археологи исследуют моду, существовавшую 8 тысяч лет назад на побережье Каспийского моря

Каспийское море, располагающееся в центре Евразийского континента, — это настоящий «лакомый кусочек» для археологов, поскольку в древности через эту территорию проходило множество разнонаправленных миграций древнего человек. К сожалению, в настоящий момент равномерное изучение всех побережий Каспийского моря не представляется возможным. Территория Туркменистана — одна из наиболее «труднодоступных» в силу политической ситуации, но относящаяся к территории именно этой страны восточная часть Каспийского моря является ключевой в вопросах изучения наиболее важных событий в древнейшей истории человечества.

Наиболее масштабные археологические исследования на территории Туркменистана проходили более 70 лет назад в рамках Южно-Туркменской комплексной археологической экспедиции под руководством Михаила Массона. В ходе этих работ изучение каменного века проводилось под руководством будущего академика Алексея Окладникова, и им было обнаружено множество памятников каменного века. Полученные археологические коллекции долгое время хранились в Институте археологии и этнографии СО РАН, их повторное комплексное изучение было начато в 2015 году и впоследствии переросло в крупный международный проект.

— В настоящее время мы изучаем коллекции раскопок Алексея Павловича Окладникова. На одном из памятников обнаружено два человеческих захоронения, где скелеты были покрыты бусинами, сделанными из морских ракушек. К сожалению, плохая сохранность костей человека не позволяет нам провести прямое абсолютное датирование погребений. Более того, в захоронениях не было обнаружено орудий древнего человека, которые также могли бы рассказать нам об относительном, культурном «возрасте» захоронений. Сегодня единственным возможным источником для определения хронологических погребений является изучение бусин из ракушек. Для исследования найденных украшений мы привлекли всемирно известного специалиста в этой области Соланж Риго, рассказывает руководитель проекта Светлана Шнайдер.

IMG_20181019_095217.jpg
IMG_20181019_095156.jpg

— Впервые у  нас появляется возможность узнать о символическом производстве в этой части мира. Для меня особенно интересной является работа с этим материалом, поскольку хронологически он относится к переходу от присваивающей экономики к производящей. Именно переход к сельскому хозяйству изменил восприятие мира древними людьми, их систему верований, ритуалы и социальную организацию. Вы будете удивлены, узнав, насколько тесно это связано с производством бусин из ракушек. Древний человек начинает производить предметы, которые на самом деле не обязательны для повседневной жизни, такие как бусины, и на основании этого археологи могут определить, как древние люди формировали свою индивидуальность и культуру. Анализируя захоронения, мы можем наблюдать, как человек одевался и украшал свою одежду. В идеале, если бы у нас была точная антропологическая информация о похороненных людях, мы могли бы сделать выводы о том, как они выражали свою социальную или биологическую идентичность в своем сообществе. Я имею в виду, что если бы один из скелетов был идентифицирован как женщина, а другой — как мужчина, то мы могли бы сравнить украшения и сделать определенные выводы. Например, исходя из сходства, наблюдаемого на бусах из двух захоронений, мы могли бы сказать, что с точки зрения моды между ними не было никакого гендерного различия, рассказывает Соланж Риго.

Image1.jpgНа сегодняшний день международный коллектив нацелен на реконструкцию общих сценариев эволюции человеческих сообществ, при этом ученые стремятся проследить поведенческие изменения этих сообществ во времени и пространстве. Понимание того, кто во время перехода к производящей экономике жил на территории Восточного Прикаспия и как сообщество людей воспринимало себя в окружающем мире, позволит археологам восстановить часть большой картины развития человечества в один из наиболее интересных и спорных периодов истории. Сегодня выполнить подобные реконструкции представляется возможным даже без проведения повторного полевого изучения археологических памятников. Международный коллектив исследователей планирует применять самые современные методы работы с обнаруженным более 70 лет назад материалом.

— Изучаемый нами объект располагается непосредственно на берегу Каспийского моря, уровень которого, как мы знаем, поднимался и понижался с течением времени, периодически делая обнаруженные памятники недоступными для человека. Поэтому к реализации настоящего проекта мы также привлекли команду геологов и геоморфологов под руководством Тамары Яниной и Реджепа Курбанова. Изучение антропологических находок проводится под руководством академика Александры Бужиловой и к. и. н. Наталии Березиной. Генетические исследования осуществляются командой из Института Макса Планка (Йена, Германия) под руководством Йоханнеса Краузе и Козимо Поста. Я уверена, что благодаря командной работе нам удастся получить выдающиеся результаты и ответить на ключевые вопросы древнейшей истории человечества, поскольку в течение интересующего нас периода люди поддерживали большие контактные сети: торговали вещами, едой, культурными товарами и керамикой, — комментирует Светлана Шнайдер.

Проект осуществляется в рамках сотрудничества между Новосибирским государственным университетом, Институтом археологии и этнографии СО РАН, Французской CNRS, лабораторией PACEA в Университете Бордо, Московским государственным университетом, Институтом общества Макса Планка (Йена, Германия) и ассоциированной международной лабораторией CNRS ARTEMIR.