Археологи выделили на юге Западной Сибири новую культуру эпохи неолита — барабинскую

Ученые Института археологии и этнографии СО РАН (ИАЭТ СО РАН) выделили на юге Западно-Сибирской равнины новую неолитическую культуру — барабинскую. Основой полученных данных стали исследования уникального комплекса, состоящего из двух жилых сооружений, артефактов из них, а также нескольких своеобразных ям для заготовки рыбы. С помощью радиоуглеродного анализа культура была датирована VII тыс. до н.э. Несколько образцов, найденных на территории этого неолитического комплекса памятника Тартас-1 (Венгеровский район, Новосибирская область), были исследованы в двух независимых лабораториях – в Центре археометрии им. К. Энгельхорна и на единственной в России уникальной научной установке «Ускорительный масс-спектрометр ИЯФ СО РАН». Процесс подготовки образцов проводился в лаборатории пробоподготовки и изотопного анализа ИАЭТ СО РАН и лаборатории радиоуглеродных методов анализа Новосибирского государственного университета. Результаты радиоуглеродного датирования образцов практически полностью совпали, что подтверждает корректность выводов специалистов. Материалы опубликованы в журнале «Археология, этнография и антропология Евразии».

Выделение новых археологических культурных образований всегда требует тщательного обоснования. Это особенно актуально для хорошо изученных регионов, материалы археологических памятников которых уже культурно атрибутированы (классифицированы). На многослойном памятнике Тартас-1 Западносибирским отрядом ИАЭТ СО РАН в 2015 г. был открыт уникальный комплекс, состоящий из двух жилых сооружений и нескольких своеобразных ям для заготовки рыбы. В последних были найдены останки животных (лисицы, зайца, росомахи, собаки), которые, предположительно, использовали для жертвоприношений, связанных с промысловым культом. Также археологи обнаружили разнообразные предметы из камня и кости и плоскодонную керамическую посуду.

Исследование этих объектов и артефактов позволило специалистам ИАЭТ СО РАН предположить существование на юге Западно-Сибирской равнины особой ранненеолитической культуры – барабинской. Вопрос выделения барабинской культуры в регионе Барабинской лесостепи носит дискуссионный характер. Археологи во главе с советником директора ИАЭТ СО РАН, академиком РАН Вячеславом Молодиным относят барабинскую культуру к эпохе раннего неолита (VII тыс. до н. э.), тогда как другие специалисты считают, что найденные на территории археологических памятников Автодром-2/4 и Тартас-1 объекты относятся к более поздней (V тыс. до н. э.) боборыкинской культуре. Поэтому было необходимо с высокой точностью определить возраст находок.

— Примерную дату находки археологи могут определить путем сравнения с уже известными артефактами. Например, по форме и орнаменту керамики можно понять, к какой культуре она относится. Но если обнаружены ранее неизвестные объекты или необходимо определить точный возраст, тогда специалисты используют метод радиоуглеродного датирования. Он основан на измерении содержания в материале радиоактивного изотопа углерода по отношению к стабильному изотопу углерода. В двух независимых лабораториях, сначала в Германии, а потом в Новосибирске, были получены схожие результаты по анализу образцов костей животных из ям для заготовки рыбы, которые подтверждают правомерность отнесения неолитического комплекса памятника Тартас-1 к VII тыс. до н.э, — рассказала ассистент кафедры археологии и этнографии Гуманитарного института НГУ, ведущий научный сотрудник ИАЭТ СО РАН, доктор исторических наук Людмила Мыльникова.

cb7be-15462596885956-800.jpg

Непосредственному анализу на масс-спектрометре предшествовала кропотливая работа по подготовке проб из найденных костей животных. Весь многостадийный процесс подготовки образцов проводится в двух лабораториях — лаборатории пробоподготовки и изотопного анализа ИАЭТ СО РАН и лаборатории радиоуглеродных методов анализа НГУ.

— Вначале кости размалывают и из полученного порошка, одновременно очищая его от множества примесей, выделяют коллаген – белок соединительной ткани организма. Затем этот белок превращают в элементарный углерод, для этого используют разработанный в Институте катализа им. Г.К. Борескова СО РАН абсорбционно-каталитический процесс, который включает каталитическое сжигание пробы в токе кислорода, поглощение выделяемого углекислого газа селективным сорбентом с отделением нежелательных примесных газов, и каталитическое восстановление СО2 водородом до С на порошке железа при 500℃, — объяснила старший научный сотрудник ЛРМА Физического факультета НГУ, руководитель лаборатории пробоподготовки и изотопного анализа ИАЭТ СО РАН, кандидат химических наук Екатерина Пархомчук.

В итоге получается порошок, состоящий из «графитоподобных нитей» и железа, который прессуют в двухмиллиметровые мишени и отправляют на УМС-анализ на УНУ «УМС ИЯФ СО РАН».

— Пробы образцов крутятся в ускорительном масс-спектрометре в вакууме несколько часов, за которые весь углерод, включая радиоактивный изотоп углерода 14С, испаряется. Прессованные «графитоподобные нити» распыляются специальными ионами и направляются в тракт ускорительного масс-спектрометра для очистки от ненужных изотопов (ионов, которые рассеялись на атомах остаточного газа и т.д.). В течение определенного времени, около 6–7 часов, 23 образца многократно поочередно подставляются под распылитель, и детекторы определяют соотношение изотопов в каждом образце. Несколько образцов с хорошо известным соотношением изотопов углерода используются как «гирьки» для калибровки. Сравнивая экспериментальные образцы и стандарты, можно определить, сколько лет прошло после гибели живого организма, так как после смерти углеродный обмен прекращается, и радиоактивные изотопы углерода 14С постепенно распадаются, — говорит заведующий ЛРМА ФФ НГУ, главный научный сотрудник ИЯФ СО РАН, академик РАН, доктор физико-математических наук Василий Пархомчук.

Результаты, полученные на УНУ «УМС ИЯФ СО РАН», практически полностью совпали с датами, полученными ранее в Центре археометрии им. К. Энгельхорна, что подтверждает правомерность отнесения неолитического комплекса памятника Тартас-1 к VII тыс. до н.э. Этим временем следует датировать и выделенную барабинскую неолитическую культуру.

По материалам пресс-службы ИЯФ СО РАН.