Команда российских ученых нашла признаки гипотетической жизни на Венере

Ученые из Института космических исследований РАН, Института катализа имени Г. К. Борескова СО РАН и НГУ выдвинули гипотезу о существовании жизни на Венере. К таким выводам исследователей привела новая обработка панорамных изображений поверхности Венеры, полученных советскими аппаратами «Венера-9», «Венера-10», «Венера-13» и «Венера-14» в 1975—1982 годах. На снимках видны медленно передвигающиеся объекты с устойчивой структурой. Результаты работ ученых были опубликованы в журнале «Успехи физических наук», где приведены изображения объектов, напоминающих очертаниями земных существ, таких как скорпион, ящерица, гриб. Авторы статьи утверждают, что все гипотетические формы жизни обладают заметными размерами, особенностями, позволяющими отличить их от геологических образований, и меняют свое местоположение от снимка к снимку.

Ревизия результатов телевизионных экспериментов, которая была начата около 10 лет назад в ИКИ РАН одним из авторов статьи Леонидом Ксанфомалити, показала, что советские ученые, получившие данные с поверхности Венеры, не были готовы в свое время к восприятию и осмыслению качественно новой информации о планетах и других телах Солнечной системы. Этим можно объяснить, почему успешный анализ «венерианских» данных был выполнен с задержкой более чем на 30 лет.

— Развитие естествознания в целом и астробиологии в частности позволило начать задавать «простые» вопросы и не отвергать гипотезы о формах жизни в экстремальных условиях поверхности Венеры. Проведенная ревизия данных телевизионных изображений с поверхности Венеры поставила цель проверки гипотезы о жизни на поверхности планеты как одну из главных задач для следующих миссий по ее изучению. Современное поколение исследователей в соответствии с принципом преемственности в космических исследованиях может ответить на один из ключевых вопросов — наличие внеземной жизни, — отметил один из авторов статьи, старший научный сотрудник лаборатории энергосберегающих каталитических процессов Факультета естественных наук Валерий Снытников.

Гипотеза российских ученых основана на том, что инопланетные формы жизни не обязательно должны походить на земные, и, следовательно, условия, необходимые им для зарождения и поддержания, могут отличаться от привычных нам. Известны полимеры из азота и углекислого газа, которые устойчивы в атмосфере при высоких температурах и давлении. Главным образом это различные соединения азота. Поэтому можно предположить, что азот будет основным компонентом мономеров для синтеза полимеров, а значит, венерианская жизнь может быть азотной в противовес земной углеродной.

— Обнаружение внеземной жизни будет потрясением для всего человеческого массового сознания. Такое потрясение может быть сравнимо по своему масштабу с выходом человечества за пределы Земли и началом космической эры.  Если внеземная жизнь в своих химических основах будет кардинально отличаться от известной нам биохимии, то это даст мощнейший толчок к развитию практически всех разделов естествознания, — объяснил Валерий Снытников.

Кроме того, исследователь сообщил о создании проекта совместной российско-американской миссии «Венера-Д». В апреле этого года было выдвинуто предложение о начале опытно-конструкторских работ по созданию этой миссии. Предполагается, что, помимо исследований поверхности, будут изучаться облака Венеры и ее атмосфера, в том числе возможность существования в ней бактериальной жизни. Ученые НГУ могут принять участие в подготовке этой миссии.