Международная группа ученых улучшила сборку генома исчезающего вида жирафа

Ученые из Великобритании, Китая, Дании, США, Южной Кореи и России заново секвенировали и полностью упорядочили фрагменты генома масайского жирафа. Этот представитель африканской фауны — самое высокое животное в мире, чей вид относится к исчезающим. При помощи новейших методов секвенирования и сборки новосибирские ученые из НГУ и Института молекулярной и клеточной биологии СО РАН занимались оптимизацией генома, укладывая прочитанные фрагменты последовательно на хромосомы. Полученные данные были опубликованы в крупном научном журнале GigaScience, куда попадают наборы данных и результаты исследований в области биологических наук.

Масайский жираф, благодаря своим размерам и росту, имеет уникальные анатомические и физиологические особенности. Они давно представляют интерес для ученых из различных областей исследования. Изучение генома жирафа Килиманджаро имеет высокую значимость: это не только позволит понять молекулярную основу уникальных адаптивных черт жирафов, но и поможет облегчить эволюционный анализ других жвачных животных.

— Сборка генома масайского жирафа представляла собой так называемую «кучу рваного текста» без начала и конца, как это обычно бывает для геномов других видов. В результате четырехлетней работы у нас получилась «книга про жирафа», где определены последовательности для 20 тысяч генов. Дальше будут попытки понять, как эти гены работают, например, за счет каких изменений в них сердце жирафа способно гонять кровь на такую высоту, обходясь без инфарктов. Кроме того, жирафы — совершенно отдельная группа парнокопытных, и мы выяснили в деталях, чем их геном отличается от геномов коров, оленей и других изученных видов отряда, — рассказал руководитель научного направления ИМКБ СО РАН, инженер лаборатории структурной, функциональной и сравнительной геномики Факультета естественных наук НГУ, доктор биологических наук Александр Графодатский.

В ИМКБ СО РАН собрана уникальная коллекция живых клеток сотен видов животных планеты, в том числе африканской фауны. Сборка подобного генома — это важнейший ресурс, который может помочь сохранить масайского жирафа. Его численность сократилась на 52 % за последние годы.

— В мире сейчас есть несколько проектов нового секвенирования геномов позвоночных. От России только наш коллектив принимает в них участие. Естественно, на первом этапе выбирают зверей «звучащих», жираф — один из них, — утверждает Александр Графодатский.