Новосибирские ученые обнаружили микроРНК, которые могут стать новыми онкомаркерами рака молочной железы

Рак молочной железы – наиболее часто встречающийся вид онкологического заболевания у женщин. Однако существующие методы выявления опухолей в молочных железах на предоперационном этапе недостаточно чувствительны и точны и дают некоторое расхождение оценки экспрессии HER2 – рецептора человеческого эпидермального фактора роста 2 типа, который влияет на злокачественную трансформацию клеток. Доктор биологических наук, профессор Института медицины и психологии В. Зельмана НГУ Людмила Гуляева совместно с коллегами из Федерального исследовательского центра фундаментальной и трансляционной медицины и НМИЦ им. ак. Е. Н. Мешалкина выявила 8 новых микроРНК, являющихся потенциальными маркерами инициации и прогрессировании рака молочной железы. Исследование опубликовано в Journal of Personalized Medicine (Q1).

Заметный прогресс в направлении диагностики, лечения и прогноза рака молочной железы, который характеризуется как гетерогенное заболевание с точки зрения молекулярной характеристики, во многом связан с изучением генома раковых клеток, который заметно меняется по сравнению с нормальными клетками. Однако оказалось, что не всегда процессы канцерогенеза связаны лишь с генетической нестабильностью. Зачастую в опухоли наблюдаются эпигенетические изменения, не связанные с мутациями. Среди них важное место занимают микроРНК, которые регулируют экспрессию многих генов на пост-транскрипционном уровне, влияя, таким образом, на функцию многих белков. Поэтому усилия новых исследований направлены на изучение спектра микроРНК в норме и при патологиях, — рассказала об исследовании Гуляева.

На первом этапе новосибирские ученые с помощью Biostrings отобрали 13 микроРНК, которые высоко экспрессируются в клетках молочной железы и потенциально регулируются рецепторами эстрогена (ER), прогестерона (PR) и андрогена (AR). Затем клетки рака молочной железы MCF-7 были обработаны эстрадиолом, прогестероном или тестостероном для выявления гормонально-зависимых микроРНК и определения их относительного уровня методом ПЦР-теста в реальном времени. Экспрессия этих микроРНК была определена в 196 парах опухолей и здоровых тканей молочной железы, взятых у пациенток ГКБ №1 и Новосибирского областного онкологического диспансера, не получавших предоперационную фармакотерапию. Наконец, на третьем этапе ученые исследовали, зависит ли экспрессия восьми идентифицированных микроРНК от статуса рецепторов, индекса Ki-67, возраста пациентки и наличия метастазов.

На основании проведенных исследований мы сделали несколько важных выводов: высокие уровни экспрессии miRNA-190b в ткани опухоли молочной железы указывают на положительный статус ER; оценка уровней miRNA-21, 423 и 200b может быть использована для подтверждения амплификации HER2; изменение уровней miR-190a (в ER+ и/или PR+ с Ki-67 <14%), miR-193b (в люминальном B, HER2-амплифицированном) и miR-423 (в люминальном A, люминальном B, HER2 1+ и люминальном B, HER2-амплифицированном) может свидетельствовать об отсутствии или наличии метастазов в лимфатических узлах. Таким образом, исследуемые микроРНК могут быть маркерами заболевания в дополнение к имеющимся. Кроме того, дальнейшие исследования их генов-мишеней могут помочь найти новые мишени для терапии рака молочной железы, — прокомментировала Людмила.

Исследование проведено при финансовой поддержке Российского научного фонда в соответствии с рекомендациями Хельсинкской декларации и одобрено Комитетом по биоэтике Института молекулярной биологии и биофизики.