Новосибирские ученые определили самую раннюю дату заселения Арктики человеком

Вопрос инициального заселения Арктики и Субарктики древним человеком современного типа (Homo sapiens sapiens) давно интересует ученых. Долина реки Обь нередко рассматривается как потенциальный путь миграций палеолитического человека. Новосибирские ученые с помощью метода ускорительной масс-спектрометрии (УМС) установили возраст находок из костеносного культурного горизонта, обнаруженного в отложениях древнего ручья в палеолитическом местонахождении Кушеват. Выяснилось, что первые следы древнего человека в нижнем течении Оби появились 40 тысяч лет назад в начале позднего палеолита.

Из-за гипотезы, что 12-30 тысяч лет назад север Западной Сибири покрывал большой ледник (так же, как север Америки и Европы), южнее которого располагался подпрудный бассейн, достигающий высотных отметок 130 метров, считалось, что найти археологические памятники пребывания человека 30-40 тысяч лет назад на территории Оби невозможно. Тем не менее, российским ученым совместно с коллегами из Европы впервые удалось доказать, что покровное оледенение на севере Западной Сибири было, причем 90-60 тысяч лет назад севернее Салехарда. Это, в свою очередь, дало новосибирским ученым-археологам основания для проведения поисковых работ на территории местонахождения Кушеват.

Благодаря международной программе исследований с применением методов AMS-датирования и оптико-стимулирующей люминесценции нашим коллегам из Европы и России удалось доказать, что покровное оледенение на севере Западной Сибири 12-30 тысяч лет назад отсутствовало. Оно было гораздо раньше: 90-60 тысяч лет назад севернее Салехарда. Уровень ледниково-подпрудного бассейна в долине Оби не превышал 60 метров. Это уже совершенно другая палеогеографическая картина. На протяжении тридцати лет я был убежден в том, что на севере Западной Сибири присутствовали все условия для существования древнего человека, и вот нам представилась возможность попытаться это доказать: найти следы пребывания Homo sapiens sapiens на севере Оби 30, 40, 50 тысяч лет назад, — прокомментировал руководитель проекта, доктор геолого-минералогических наук, заведующий лабораторией Института геологии и минералогии им. В. С. Соболева СО РАН, профессор Геолого-геофизического факультета Новосибирского государственного университета Иван Зольников.

Ускорительная масс-спектрометрия — сверхчувствительный метод изотопного анализа, при котором производится тщательная селекция атомов вещества с подсчетом изотопов. Метод позволяет с высокой точностью датировать археологические находки и геологические породы, изучать состав атмосферы и ткани живых организмов разных исторических периодов. Необходимые установки для проведения анализа принадлежат Центру коллективного пользования «Ускорительная масс-спектрометрия НГУ-ННЦ», созданного Новосибирским государственным университетом совместно с Институтом археологии и этнографии СО РАН, Институтом катализа им. Г. К. Борескова СО РАН и Институтом ядерной физики им. Г. И. Будкера СО РАН.

Мы работаем с двумя ускорительными масс-спектрометрами. Один разработан Институтом ядерной физики (Уникальная научная установка УМС ИЯФ СО РАН). Второй, MICADAS, приобретен университетом у швейцарской компании. Установка запущена в январе 2022 года, в год на ней измеряется более полутора тысяч графитовых проб. Мало у кого в мире есть два ускорителя совершенно разных конструкций и два типа графитизаторов — это, думаю, уникальные возможности, — отметила директор ЦКП УМС, кандидат химических наук, заведующая лабораторией изотопных исследований ИАЭТ СО РАН, старший преподаватель кафедры археологии и этнографии Гуманитарного института НГУ Екатерина Пархомчук.

Таким образом, новосибирским ученым удалось установить, что Обь стала одной из последних крупных сибирских рек, где в северных широтах были обнаружены следы носителей культуры ранних этапов верхнего палеолита. Это дает основание предполагать высокий потенциал Кушевата в плане дальнейшего изучения ранних этапов колонизации Севера.

Исследование поддержано грантом Российского научного фонда.

Текст подготовлен по материалам пресс-службы ИЯФ СО РАН.