Социолог из НГУ изучила, почему родители не хотят отдавать своих детей в школу

Магистрантка НГУ Светлана Проноза провела исследование, посвященное семейному образованию. На начало 2017-2018 учебного года в Новосибирской области 138 человек отказались от традиционного школьного образования и получают образование в семье. В работе магистрантки представлены главные мотивы роста популярности семейного образования, описаны основания для конфликта между школой и родителями, а также пути решения этих конфликтов.

Светлана Проноза, студентка магистратуры НГУ по направлению «Социология», изучила состояние семейного образования в России. Под семейным образованием понимаются случаи, когда родители самостоятельно организуют деятельность ребенка, направленную на его обучение, и по мере необходимости прикрепляют ребенка к школе в качестве экстерна для прохождения промежуточных или итоговых аттестаций. В форме семейного образования может быть получено основное общее образование. Для среднего образования вне школы существует иная форма – самообразование.

На начало 2015–2016 учебного года около 0,058 % школьников России, т. е. около 8,5 тысяч обучающихся, находились на семейном образовании. Сегодня имеется масса интернет-сообществ, коммерческие и общественные организации для поддержки экстерната. В 2012 году был принят новый закон об образовании, в котором узаконены внешкольные формы получения образования. Тем не менее нормы для них еще не наработаны и родители, выбирающие для своего ребенка семейное обучение, являются первопроходцами, приобретая опыт путем проб и ошибок. Зачастую ребенок становится участником неудачного эксперимента.

По данным Единой информационной системы обеспечения деятельности Министерства образования и науки РФ, на начало 2017-2018 учебного года около 15 тысяч человек, или 0,11 % от общего числа учеников 1-9 классов, предпочли семейное образование. Из них более 1/3 живут в Москве и Московской области. В Новосибирской области таковых 138 человек. В Красноярском крае – 198 человек. Кроме того, 21 % заочников начальной школы страны обучаются в Новосибирске.

Для подготовки своей работы Светлана Проноза взяла интервью у 23 мам от 32 до 53 лет, 20 из них имеют высшее образование, 3 – ученую степень.

Среди мотивов перехода на домашнее обучение названы оптимизация (избавление от лишних затрат времени и усилий, освобождение времени для другой деятельности, повышение эффективности учебных занятий); забота о здоровье ребенка (родители жалуются на школьные условия, способствующие разрушению здоровья, нездоровый психологический климат и говорят об индивидуальном темпе, ритме, режиме дня и графике во время семейного обучения); развитие самостоятельности и ответственности ребенка; автономность семьи от школы; невыполнение школой своих функций (плохое качество преподавания, отсутствие обратной связи с учителем, непрофессиональные действия и незаинтересованность учителей в результатах обучения).

В ответ на негативное отношение родителей к школьному образованию учителя часто критично относятся к внешкольному образованию. Кроме того, средние общеобразовательные учреждения страдают от недофинансирования из-за «заочников», что также влияет на отношения родителей и учителей.

Пути решения конфликтных ситуаций Светлана Проноза описывает так: прикреплять ребенка к частной школе, где более лояльно относятся к заочникам, доказывать свое право на домашнее образование через суд, прибегать к помощи посредника и отказываться от промежуточных аттестаций, а также пытаться наладить личные контакты с руководством школы.

Работа Светланы была представлена в секции «Социология» на МНСК-2018 и получила диплом второй степени.

Исследований по семейному образованию очень мало, а эта форма обучения начинает распространяться, поэтому тема Светланы очень актуальна. Вообще для студенческой конференции все доклады в этом году очень высокого уровня. Порядка трети докладов мы отсеяли на этапе отбора тезисов, что повлияло на качество выступлений: до участия в секциях были допущены только самые достойные. Если бы была возможность, мы бы еще десяток дипломов дали.

Из тех работ, которые хочется особенно отметить, – исследование Никиты Рябушкина и Максима Кима из СибУПК. За свой доклад они получили первое место. Их работа представляет собой многофакторный эксперимент, изучающий дискриминацию при трудоустройстве. Для этого было придумано несколько десятков фиктивных резюме, и по откликам работодателей на них были сделаны выводы о дискриминации на рынке труда.

Еще очень интересная работа была представлена семьей врачей – Юлией и Владимиром Пшонко из НГМУ. Она называлась «Установка родителей о вакцинации». Будущие врачи проводили опрос тех, у кого есть дети, чтобы выяснить отношение к вакцинации. Очень злободневная тема, – рассказала Татьяна Черкашина, кандидат социологических наук, доцент кафедры общей социологии Экономического факультета НГУ, научный руководитель секции «Социология» на МНСК.

МНСК – крупнейшая в Сибири конференция для талантливых и целеустремлённых студентов, аспирантов, молодых учёных и школьников. Во время МНСК работает 35 секций и 120 подсекций, где свои доклады ежегодно представляют порядка 2000 очных участников. Отдельно проходит школьная секция, где свои доклады и инженерные разработки представляют старшеклассники. В 2018 году Международная научная студенческая конференция проходит с 22 по 27 апреля.