Ученые обнаружили гены, ответственные за доброжелательность лис

Сотрудники совместной лаборатории НГУ и Института молекулярной и клеточной биологии СО РАН, а также ученые из Института цитологии и генетики СО РАН вместе с американскими и китайскими коллегами расшифровали ДНК домашних и диких лисиц, что позволило им выделить гены, которые отвечают за дружелюбность животных. Результаты работы генетиков опубликовал престижный научный журнал Nature Ecology & Evolution.

В основу исследования ученых лег эксперимент по доместикации лисиц, начатый советскими генетиками Дмитрием Беляевым и Людмилой Трут в 1959 году. Суть эксперимента заключалась в отборе животных по степени лояльности к человеку: самых дружелюбных и агрессивных особей объединяли в отдельные группы и позволяли им размножаться. Так были созданы популяции домашних и агрессивных серебристо-черных лисиц, чьи поведенческие особенности закрепились на генетическом уровне.

Исследования генома одомашненной лисы уже больше 15 лет проводятся в Новосибирске под руководством Анны Кукековой из университета Иллинойса. Все это время ученые пытались найти те изменения в генах, которые отвечают за доброжелательный нрав лисиц. Удалось сделать это только сейчас.

Генетики разделили лисиц на три группы – ручных, агрессивных и животных из дикой популяции – и сравнили их геномы. Эти исследования позволили ученым выделить 103 геномных региона, различных у трех групп лис. Изменения в характере дружелюбных к человеку лис генетики связали с мутациями в одном гене, SorCS1, отвечающим за способность нейронов образовывать новые связи.

Продолжение этой работы будет. Прошлой осенью группа американских ученых объявила новый проект по секвенированию геномов позвоночных, где они собираются секвенировать геномы всех 66 тысяч видов позвоночных на секвенаторах нового поколения, которые позволят нам получить гораздо более точную информацию о взаимном расположении генов и детальные сборки геномов вплоть до хромосом. Естественно, я буду настаивать на том, чтобы геном «беляевских» лисиц также был включен в новый проект, – рассказал заведующий отделом разнообразия и эволюции геномов лаборатории цитогенетики животных Александр Графодатский.

Выявление генов, участвующих в агрессии, общительности и тревожности у лисиц, представляет особый интерес, поскольку такое поведение является отличительной чертой ряда поведенческих расстройств человека, в частности, аутизма и других психических заболеваний.