В феврале 2025 года ректор Университета имени Ким Ир Сена КНДР Ким Сын Чан обратился к ректору Новосибирского государственного университета Михаилу Федоруку с просьбой о датировании человеческих костей, обнаруженных на территории Северной Кореи во время археологических раскопок в районе горы Пэктусан и еще двух провинциях страны. Информацию об этом на прошлой неделе обнародовали СМИ Северной Кореи. По сообщению Центрального телеграфного агентства Кореи (ЦТАК), археологические памятники, раскопанные данной территории и вокруг нее, представляют собой захоронения периода феодальной династии Чосон. На берегу озера Чхонджу были раскопаны 5 захоронений, а в уезде Тэхондан провинции Рянган и уезда Мусан провинции Северная Хамгён – 4. Корейские археологи отметили, что по форме все обнаруженные захоронения были похожи на корейское захоронение, ранее обнаруженное на острове Самчжиенского пруда №1.
— В январе прошлого года делегация Университета имени Ким Ир Сена, ведущего университета КНДР, посетила Новосибирский государственный университет. В ходе визита представители двух университетов договорились об активизации межвузовского сотрудничества. Для более эффективной организации совместной работы была подписана дорожная карта на ближайший год. Университеты договорились сосредоточить усилия на следующих направлениях: организация научных стажировок для молодых ученых сроком от одного до трех месяцев по согласованным направлениям, проведение совместных научных исследований, а также семинаров и конференций на базе НГУ и научно-исследовательских институтов СО РАН, обмен преподавателями. Во время этого официального визита были переданы образцы для радиоуглеродного датирования, что стало первой совместной работой двух университетов в рамках подписанной дорожной карты.
В рамках выполнения дорожной карты осенью 2025 года для российских студентов был организован цикл онлайн-лекций по философии чучхе, к которым подключились студенты из 19 российских университетов. Кроме того, было принято решение о проработке вопроса открытия офиса Университета имени Ким Ир Сена в Новосибирском Академгородке; в настоящее время ведется поиск потенциального места для его размещения, — сказал начальник управления экспорта образования НГУ Евгений Сагайдак.
Согласно результатам радиоуглеродного анализа, проведенного в ЦКП «Ускорительная масс-спектрометрия НГУ-ННЦ», захоронения были датированы серединой 18 века — серединой 19 века, и гипотеза северокорейских ученых нашла подтверждение: с середины 18 века люди, проживавшие в районе горы Пэктусан, включая провинции Рянган и Северная Хамген, хоронили останки своих близких вокруг озера Чхонджи. Общество археологов КНДР установило, что в захоронениях, обнаруженных в провинциях Рянган и Северный Хамгён, включая берег озера Чхонджи на горе Пэктусан, люди погребены по обычаю похорон государства Пальхэ. Об этом сообщило Центральное телеграфное агентство Кореи (ЦТАК) на прошлой неделе.
— В марте прошлого года мы получили образцы костей и зубов пяти человек для проведения датирования методом ускорительной масс-спектрометрии. Работа по химической обработке образцов проводилась в ЦКП «Геохронология кайнозоя» Института археологии и этнографии СО РАН, а графитизация проб и УМС-анализ — в ЦКП «Ускорительная масс-спектрометрия НГУ-ННЦ». Летом результаты были получены и направлены зарубежным коллегам. Для ЦКП «УМС НГУ-ННЦ» это первая работа с зарубежными образцами, результаты которой опубликованы в главном государственном информационном агентстве дружественной страны, — рассказала директор ЦКП «Ускорительная масс-спектрометрия НГУ-ННЦ» Екатерина Пархомчук.
Как уточнила Екатерина Пархомчук, метод радиоуглеродного датирования основан на количественном определении изменения отношения изотопов углерода С-14/С-12 и для датирования используется органическое вещество. Несмотря на то, что ядро С-14 со временем распадается, превращаясь в атом азота (N-14), все живые биологические объекты, в том числе люди, в результате жизнедеятельности имеют примерно один уровень С-14 на протяжении тысяч лет — атмосфера Земли, а за ней и вся биосфера, постоянно пополняется этим изотопом под действием космических лучей, компенсируя распадающийся С-14. Но как только обмен с окружающей средой прекращается, концентрация С-14 в объекте снижается и, измеряя убыль С-14, по закону радиоактивного распада можно определить время, в течение которого обмена с окружающей средой не было, то есть время смерти объекта. Фактически радиоуглеродный возраст — это относительное содержание С-14 в веществе, а календарный период, то есть календарный возраст жизни объекта определяется из радиоуглеродного возраста с помощью международной калибровочной кривой, которая является результатом масштабной междисциплинарной работы по перекрестному датированию природных архивов множеством лабораторий мира. Поскольку С-14 в биосфере крайне мало – около одной триллионной доли от С-12, то результат датирования сильно зависит от сохранности материала и качества очистки датируемого вещества.
— Почва, в которой человеческие останки лежат продолжительное время, может не только загрязнить, но и полностью разрушить органическое вещество, поэтому из двух материалов — костей и зубов — для датирования мы всегда просим предоставлять зубы, показывающие наиболее достоверный возраст. В отличие от костей, зубы состоят из более плотной непористой ткани и сохранность органического вещества лучше. Археологический материал из КНДР был отобран с берега озера Чхонджи (Небесное озеро). Это самое высокое кратерное озеро мира. Оно находится на вершине, в кальдере спящего, но не потухшего вулкана Пэктусан, где все еще наблюдаются активные фумаролы — выходы горячих вулканических газов и пара. Такие условия могли приводить к плохой сохранности костных останков, поэтому мы датировали коллаген раздельно, как из костных фрагментов, так и из зубов, однако результаты двух материалов для каждого индивидуума оказались одинаковыми, показывая один возраст. В среднем радиоуглеродный возраст объектов находится в пределах 100-200 лет, что дает достаточно широкий календарный период происхождения останков — между 1650 и 1950 годами н.э. Однако статистическая обработка всех результатов, проведенная сотрудником Института интеллектуальной робототехники НГУ Петром Меньшановым, позволила сузить вероятностный интервал и ограничить возраст происхождения останков интервалом 1650-1900 гг н.э., причем медианные возраста предполагают наиболее вероятные даты захоронения в интервале между 1760 и 1820 годами н.э., — объяснила Екатерина Пархомчук.
Сообщение ЦТАК о результатах радиоуглеродного датирования захоронений у озера Чхонджи прокомментировал кандидат исторических наук, доцент кафедры археологии и этнографии ГИ НГУ, старший научный сотрудник Института археологии и этнографии СО РАН Сергей Алкин.
— Думаю, не ошибусь, если скажу, что это уникальный случай датирования археологических материалов из северной части Корейского полуострова в нашей стране. Первый разговор о такой возможности состоялся в Пхеньяне во время обсуждения возможных направлений сотрудничества с коллегами-археологами Университета им. Ким Ир Сена весной 2015 года. Руководство Института археологии и этнографии СО РАН тогда предложило помощь в абсолютном датировании археологических образцов, а осенью того же года было подписано соглашение о сотрудничестве НГУ и Университета им. Ким Ир Сена. В его рамках мы помогли своим корейским коллегам подготовить к публикации в журналах нашего университета нескольких статей археологов и лингвистов из Пхеньяна.
Осенью 2016 года представительная делегация НГУ приняла участие в мероприятиях по случаю 70-летнего юбилея Университета им. Ким Ир Сена. Возглавлял ее Игорь Марчук. В состав этой делегации входили археологи и филологи Гуманитарного института НГУ. Они приняли участие в научной программе с докладами на секциях математики, лингвистики и археологии.
— Районы, откуда в ЦКП «Ускорительная масс-спектрометрия НГУ-ННЦ» были предоставлены материалы для изучения, весьма интересны и для российских археологов, поскольку это самые северные провинции КНДР, граничащие не только с Китаем, но и с российским Приморьем. Поэтому любые новые археологические материалы с этой территории для нас чрезвычайно интересны. Они важны, прежде всего, для изучения этнокультурных контактов в древности и Средневековье на Дальнем Востоке, — пояснил Сергей Алкин. — С середины 1970-х годов археологи НГУ имели разной степени интенсивности контакты с северокорейскими коллегами, но впоследствии эти контакты сошли на нет. И только в 2011 году мне удалось принять участие в научной конференции, проводившейся в Университете им. Ким Ир Сена, пообщаться с пхеньянскими коллегами и передать им археологическую литературу, изданную в ИАЭТ СО РАН.
Часть образцов, направленных на радиоуглеродный анализ, происходит из погребений на берегу озера Чхончжи на вулкане Пэктусан. В корейской мифологии Пэктусан — это священная гора, где согласно мифу о основателе первого корейского государства Тангуне, жили первопредки корейцев. Пэкстусан сегодня является символом независимой Кореи. Это также важное место в истории российско-корейских связей. И оно связано с Новосибирском.
Первые научные исследования в районе Пэктусана в 1898 году проводил железнодорожный инженер и писатель Николай Георгиевич Гарин-Михайловский (1852-1906). Он руководил одним из отрядов экспедиции Александра Звегинцева, главной задачей которой было изучение лесов в бассейне реки Амноккан, а также определение возможностей для строительства железной дороги между Владивостоком и китайским портом Люйшунь.
Кроме официальных отчетов, важным ее результатом стала публикация путевых заметок Н. Г. Гарина-Михайловского «По Корее, Маньчжурии и Ляодунскому полуострову» (1899), а также собранных им корейских сказок, которые стали первыми образцами корейского фольклора, опубликованными на европейских языках (в Европе их быстро перевели с русского языка). Эта книга русского писателя — ценнейший материал для изучения Кореи XIX века. Вряд ли найдется живший в Новое время другой автор-иностранец, который бы оставил сочинения, столь же проникнутые добрым чувством к Корее и ее народу. Записки Н. Г. Гарина-Михайловского по своему духу и содержанию отличны от основного тренда страноведческой литературы того времени. Исследователь искренне стремился понять национальный характер корейцев. Во время экспедиции ему удалось установить личные отношения с представителями разных слоев корейского общества.
— Новостная публикация, ставшая нам известной из северокорейских СМИ, оставляет много вопросов. Интересен сам выбор для проведения анализа материалов. Все антропологические материалы происходят из достаточно поздних погребений, относящихся к эпохе государства Чосон. Поэтому мы с коллегами с нетерпением ожидаем научной публикации в археологическом журнале «Чосон когоёнгу» или в «Вестнике Университета имени Ким Ир Сена», — резюмировал Сергей Алкин.