Постоянная экспозиция «Мезозой: континентальная флора и фауна» пополнилась новой витриной, в которой представлены образцы представителей озерной фауны мелового периода — остатки костистых рыб, насекомых и ракообразных. Данные образцы были собраны сотрудниками НОЦ «Эволюция Земли» Геолого-геофизического факультета Новосибирского государственного университета и Института нефтегазовой геологии и геофизики (ИНГГ) им. А.А. Трофимука СО РАН во время экспедиций в Забайкальский край. Также экспозиция включает находки из Китая, предоставленные доцентом кафедры исторической геологии и палеонтологии ГГФ НГУ Игорем Косенко. Уникальность всех образцов состоит в их прекрасной сохранности — строение доисторических существ можно рассмотреть в мельчайших подробностях даже невооруженным глазом. Работы по пополнению экспозиции «Мезозой: континентальная флора и фауна» выполнены при поддержке программы «Приоритет – 2030».
— В новой витрине представлены животные, относящиеся к фауне Джехол. Это ископаемые остатки оперенных динозавров, птиц, млекопитающих и растений, которые в большом количестве находят в нижнемеловых отложениях Северо-Восточного Китая. Такие местонахождения называют лагерштеттами. Это особый тип захоронения окаменелостей, где сохраняются не только твердые части скелетных форм, но и отпечатки мягких тканей. Нижнемеловые отложения с остатками биоты Джехол имеют очень широкое распространение — от российского Забайкалья на севере и Японии на востоке до китайской провинции Гуандун на юге и Синьцзян-Уйгурского автономного района КНР. В Забайкалье широко распространены отложения, охарактеризованные типичными представителями биоты Джехол. Это остатки ракообразных (конхостраков Eosestheria), насекомых (личинок поденок Ephemeropsis) и костистых рыб Lycoptera. Все эти доисторические озерные животные представлены на новой витрине, — рассказал инженер НОЦ «Эволюция Земли», младший научный сотрудник ИНГГ СО РАН Всеволод Ефременко.
Биота Джехол — это определенная озерная фауна и флора, свойственная Азии. Он захватывает Китай, Монголию, Забайкальский край и частично Корею. Данная фауна известна довольно давно, и впервые была описана именно по находкам, сделанным в Забайкальском крае, однако известность и свое нынешнее название обрела после обнаружения отпечатков пернатых динозавров на территории Китая. Ученые ГГФ НГУ и ИНГГ СО РАН занимаются изучением Биоты Джехол на территории Забайкальского края с 2021 года. Четырежды — в 2021, 2022, 2024 и 2025 годах, — формировался экспедиционный отряд для палеонтологических исследований в Забайкалье. Материалы, представленные в экспозиции, были собраны в экспедициях 2021 и 2024 годов. В 2026 году планируется новая экспедиция.
На новой витрине расположены образцы озерной фауны Джехол из Забайкалья и Китая. Самые яркие, конечно, рыбы. Среди них древний веслонос — осетрообразная рыба протопсефур (Protopsephurus), который появился в мезозойской эре и расселился по всей планете. Здесь же можно увидеть и довольно распространенную в мезозое костистую рыбу Lycoptera прекрасной сохранности — на образце отчетливо видна чешуя, сохранившая свое первичное положение. По этой причине на теле рыбы просматривается даже боковая линия — сенсорный орган, представляющий собой канал вдоль тела. Он воспринимает движение и вибрации воды, помогая рыбам ориентироваться в пространстве, обходить препятствия, двигаться в стае и избегать хищников.
— Рыбы рода Lycoptera примерно 120 миллионов лет назад имели очень широкое распространение на территории Азии, и такие находки встречаются палеонтологам довольно часто, однако часто у многих образцов нарушено положение чешуи и боковая линия разрушена. Здесь же она просматривается отчетливо. А это значит, что чешуя с момента гибели рыбы не двигалась с места вплоть до захоронения и сама она попала в идеальные для сохранности условия. Благодаря им же отлично сохранился и другой экспонат — на витрине это самый крупный скелет рыбы из всех представленных. Это Irenichtys (иренихтис), длина тела которого составляет около 15-18 см. Это самый крупный полный скелет данного вида, который нам удалось найти — обычно эти рыбы до такой величины не вырастали. Прекрасно видно все кости скелета и чешую, хорошо просматривается строение черепа. По этому образцу можно составить подробное описание всего вида. Это экземпляр, как и предыдущий, попал в идеальные условия, потому так прекрасно сохранился. А вот другим рыбам тех же видов, отпечатки которых представлены на витрине «повезло» меньше — они слегка деформированы, чешуя нарушена. Вероятно, в местах, где они сохранялись, оптимальные условия периодически бывали нарушены, — объяснил Всеволод Ефременко.
Помимо рыб мелового периода в экспозиции представлены также ракообразные и насекомые: щитни, личинки поденок и жуки. Они сохранились не хуже рыб — хорошо различимы все сегменты тела, лапки, крошечные клешни маленьких раков, усики. У некоторых насекомых сохраняются даже кладки с яйцами и внутреннее строение организма. Чтобы разглядеть такие мелкие детали во всех подробностях, достаточно увеличительного стекла, однако они видны и невооруженным глазом. Немного менее отчетливо просматриваются на каменных пластинах силуэты поденок с тройными хвостами. На некоторых образцах среди множества рачков просматриваются очертания мелких рыб.
— Местонахождения, где в идеальных условиях и в широком разнообразии сохранились существа, обитавшие десятки и сотни миллионов лет, называются лагерштеттами. Для палеонтологов это настоящие сокровищницы. В Забайкалье их несколько, и мы работали на этих местонахождениях. Следует отметить, что самих уже озер не сохранилось, мы работаем с окаменевшими осадками этих палеоозер. В одном таком древнем водоеме в изобилии сохранилось большое разнообразие рыб, в другом же почему-то их не оказалось, зато было найдено много щитней и насекомых. Чтобы обеспечить живым существам такую сохранность и «законсервировать» их на многие десятки миллионов лет, необходимо соблюдение ряда условий. Животное должно попасть на илистое дно водоёма в бескислородную среду. Важное условие — отсутствие хищников или падальщиков, которые стали бы поедать останки погибшего животного. В этих местах не должно быть течений и иной гидродинамики, которая могла бы нарушить целостность останков. Кроме того, их должно постепенно заносить осадком, чтобы перекрыть от неблагоприятных воздействий среды. Именно в таких местах в наши дни можно изучать экологию, палеобиологию, пищевые цепочки, образ жизни озерных обитателей мезозоя. Лагерштетты ценны еще и тем, что такие уникальные образцы, которые представлены в нашей экспозиции, палеонтологи могут отыскать без особого труда, тогда как на обычных местах раскопок поиск древних существ — занятие довольно трудоемкое, длительное и не гарантирующее успех. Число экспонатов на нашей новой витрине будет пополняться, поскольку мы планируем и в дальнейшем участвовать в раскопках на территории Забайкалья, — сказал Всеволод Ефременко.
Также экспозиция, посвященная континентальной флоре и фауне мезозоя, недавно была дополнена инсталляцией из фрагментов окаменелых стволов деревьев. Она призвана отразить мезозойскую эпоху как царство голосеменных растений, достигших тогда максимального биоразнообразия и распространения. Хорошо нам известный пример таких растений — это современные хвойные. Но уже в середине мелового периода появляются первые цветковые растения, которые, по геологическим меркам, довольно быстро начинают вытеснять своих конкурентов. Поэтому меню травоядных динозавров конца мелового периода уже кардинально отличалось от рациона их юрских предшественников.
— При монтаже инсталляции мы использовали более древние позднепалеозойские фрагменты окаменелых стволов кордаитов (Cordaitales) из Кузбасса возрастом около 300 миллионов лет, так как в запасниках НОЦ «Эволюция Земли» скопилось большое количество подобных образцов, собранных в разные годы сотрудниками Геолого-геофизического факультета НГУ. Кордаиты также относятся к голосеменным, а именно к примитивным хвойным. Это были могучие деревья высотой как современные сосны и кедры, но имевшие крупные ланцетовидные листья, которые сбрасывались сезонно, — пояснил заведующий НОЦ «Эволюция Земли» Александр Игольников.