В НГУ завершилась серия экспериментов по исследованию влияния терагерцевого излучения на органы и ткани млекопитающих

Серию экспериментов, направленных на изучение влияния электромагнитного терагерцевого излучения на органы и ткани животных, завершили сотрудники Лаборатории Ядерной и Инновационной Медицины (ЛЯИМ) Физического факультета НГУ. Исследования проводились на базе Центра коллективного пользования «Сибирский центр синхротронного и терагерцового излучения». В финальной фазе экспериментов были задействованы кролики. В настоящее время сотрудники лаборатории заняты обработкой полученных данных, подведением итогов исследования и подготовкой научных публикаций.

Работам на животных предшествовал целый ряд фундаментальных исследований влияния электромагнитного излучения на обмен веществ и ткани. Лишь затем пришла очередь  кроликов. Экспериментальная часть увенчалась успехом. Мы обнаружили искомые изменения, даже несколько более обширные, чем ожидали. Удалось установить, что влияние всех видов электромагнитных излучений на организм и его ткани не проходит бесследно. Этот факт необходимо учитывать при разработке различного рода рекомендаций по безопасности и требований санэпидрежима работы с приборами, на которых мы, собственно, и проводили свои опыты. Важны эти данные и для коллег из Института ядерной физики им. Г.И. Будкера СО РАН, которые принимали участие в  экспериментах. Результаты наших работ могут найти применение и при оценке параметров сотовой связи, — рассказывает заведующий лабораторией Владимир Каныгин.

Исследователи утверждают, что во время экспериментов не пострадало ни одно животное. Зафиксированные нарушения были обратимыми и временными. Два месяца наблюдений показали, что параметры состояния кроликов, подвергнутых воздействию электромагнитного излучения, восстановились до первоначальных, однако в острый период наблюдались довольно серьезные проблемы.

В настоящее время эти животные обрели заботливых хозяев, а сотрудники лаборатории намерены ненавязчиво интересоваться дальнейшей их судьбой. Один кролик стал домашним любимцем сотрудника ЛЯИМ. Во время проведения экспериментальных исследований ученые брали на передержку всех испытуемых, поскольку требовался постоянный ежедневный мониторинг их состояния, а также довольно трудоемкий уход и забота. Осуществлять практически постоянное наблюдение за изменениями в самочувствии подопытных в условиях вивария не представлялось возможным. Значительную роль в исследовании сыграла позиция руководства клиники МНТК, а также высокий профессионализм и подвижнические усилия доктора Кристины Краснер. Исследование последствий воздействия излучения на организм кроликов осуществлялось врачами новосибирских ветеринарных клиник, в которые животных регулярно доставляли ученые.  Большую роль сыграла ветеринарная сеть «ИнТерра» и лично ее директор Елена Дробот.

Для нас животные — это прежде всего живые существа, а не расходный материал для достижения научных результатов. Мы относимся к ним с сочувствуем и эмпатией. Стараемся, чтобы при проведении экспериментов не было мучительной составляющей и болевых синдромов. Используем эффективные наркозные и обезболивающие препараты, осуществляем постоянный мониторинг состояния. Наша цель — чтобы животное не только выжило, но и не пострадало. Практическая значимость обусловлена важностью оценки влияния электромагнитного фона на  функции  организма. Все мы пользуемся сотовыми телефонами, находимся в непрерывном электромагнитном поле с меняющимися параметрами, а систематизированных  исследований в этом направлении либо не ведется , либо же они  обрывочны. Поэтому наши разработки позволяют более предметно и  комплексно подойти к изучению влияния электромагнитных волн на органы, ткани и системы организма млекопитающих — близких родственников человека. Возможно, через несколько лет можно будет уже статистически достоверно, на основании регулярных наблюдений, ясно понимать характер воздействия этих факторов на  организм и самого человека, — пояснил Владимир Каныгин.

В проведении экспериментальных исследований были задействованы студенты Института медицины и психологии НГУ, которые являются сотрудниками лаборатории. Значительный объем исследовательских работ в проекте выполняли лаборанты — студенты Института Екатерина Бутикова и Николай Каныгин. Ими осуществлялись ветеринарно-натуралистические работы, сбор и архивация  данных, обобщение полученной информации, а также наблюдение за подопытными животными во время выхода из наркоза после процедуры облучения.

Работа в нашей лаборатории интересна прежде всего тем, что проходит она на стыке нескольких научных дисциплин — биологии, медицины и физики. Обычно именно на стыке наук и возникают  все научные открытия, — пояснил студент 5-го курса Института медицины и психологии НГУ Николай Каныгин.

Вместе с учеными в экспериментах принимали участие врачи ветеринарных клиник Новосибирска. Ветврач-анестезиолог Алена Архипова обеспечивала наркозное сопровождение исследований. Это необходимо, чтобы животные находились при облучении в неподвижном состоянии.

Моя задача здесь — проследить за тем, чтобы у животных были качественный сон, анестезия и пробуждение. Все время, которое животное проводит под специальной установкой, я контролирую его витальные показатели, отслеживаю первые признаки пробуждения. Важно поймать момент появления аппетита после данных манипуляций. Если животное проявляет интерес к пище — значит, все прошло хорошо. Мы вводим кроликам качественные препараты короткого действия, поэтому животные просыпаются быстро и безболезненно, — рассказала Алена Архипова.

Исследования проводились на одной из основных пользовательских установок «Сибирского центра синхротронного и терагерцового излучения» — Новосибирском лазере на свободных электронах.

Это уникальная установка для исследований в различных научных областях. Частота излучения может меняться в широких пределах терагерцового и инфракрасного  спектра. Это устройство обладает единственной в мире длиной волны излучения от 8 до 400 микрон и средней мощностью до 500 ватт.  Лазер на свободных электронах используют для экспериментов в области биологии, медицины, физики, химии, материаловедения. Исследования в области биологии интересны прежде всего тем, что проводятся в терагерцевом диапазоне, который при нормальных условиях полностью поглощается атмосферой, поэтому живые системы в процессе эволюции не выработали против этого вида излучений никаких защитных реакций, таким образом изучение его воздействия на органы и ткани животных представляют большой научный интерес, —  сказал кандидат физико-математических наук, старший научный сотрудник ИЯФ СО РАН Василий Попик.

Материал подготовил: Елена Панфило, пресс-служба НГУ