Академики мышиного мира

Умеют ли грызуны считать? Сотрудники Новосибирского госуниверситета и лаборатории поведенческой экологии сообществ ИСиЭЖ СО РАН изучили способности к счету у полевых мышей. Результаты своей работы ученые доложили на Международной конференции «Териофауна России и сопредельных территорий», проходившей в феврале в МГУ.

Изучением вопроса «способны ли животные считать» занимаются ученые всего мира, работая с разными видами и используя различные подходы. Считая, человек оперирует цифрами – абстрактными символами. Мы можем их складывать, вычитать, можем сопоставить какое-то число и количество единиц. На сегодняшний день известно, что кроме нас на это способны только шимпанзе. Существуют разные уровни способности к оценке множеств. Для сравнения между собой разных множеств не обязательно уметь считать точно. Достаточно отличать большее от меньшего в определенных пределах. Кроме того, два предмета от трех можно отличить, даже не умея считать. Однако, чтобы увидеть разницу между восемью и девятью, придется пересчитывать объекты.

— Наши мыши распознают множества с точностью до единицы. Например, они способны отличить восемь объектов от девяти. Мы называем это умение – «протосчет», то есть предсчет, – говорит кандидат биологических наук Софья Пантелеева, научный сотрудник лаборатории поведенческой экологии Института систематики и экологии животных СО РАН и преподаватель НГУ.

В лаборатории под руководством доктора биологических наук, профессора НГУ Жанны Резниковой проводилась работа с полевыми мышами Apodemus agrarius, пойманными в окрестностях Академгородка. По словам биологов, это полевые мыши, «тяготеющие» к людям. Их можно найти около дач, в пристройках, в стогах сена и т. д., но в одном доме с человеком они не живут.

В своих опытах экспериментаторы устанавливали на арене два одинаковых бокса с бумажными шторками, закрывавшими вход. На шторках были нарисованы геометрические фигуры: на одной – пять, на другой – десять. В один из боксов биологи клали орех, после чего на арену выпускали мышь. Животное по запаху находило спрятанную пищу. Эксперимент проводили три раза подряд, затем грызуну устраивали экзамен – повторяли опыт, но уже без ореха. Биологи проверяли, «поняла» ли мышь, что пища всегда находится в коробке за шторкой, на которой нарисовано десять, а не пять, фигурок. Затем все этапы: тренировки и экзамен – повторялись сначала. Происходящее ученые снимали на видео и анализировали.

В ходе исследования каждая мышь 20–30 раз стояла перед выбором. Экзамены сдавали около полусотни грызунов. Если мышь во время экзаменов более чем в 85% случаев выбирала бокс с «десяткой» на шторке вместо «пятерки», то ученые делали вывод: животное может различать эти множества. Экспериментаторы меняли форму и размеры фигур (квадраты, треугольники, круги), брали разные количества элементов. Биологи использовали шторки, где были нарисованы: две и три фигуры, пять и шесть, восемь и девять, и вновь возвращались к исходному, первоначальному тесту. Затем животных «переучивали» – клали орех в бокс, отмеченный не большим, а меньшим количеством фигурок.

Оценивая результаты этих и других проведенных в лаборатории экспериментов, исследователи пришли к выводу, что мыши способны отличить не только пять элементов от десяти, но и распознавать множества, отличающиеся даже на один элемент. Это позволило ученым сделать вывод о способности полевых мышей к протосчету.

— Мыши вида Apodemus agrarius – это удивительные грызуны! Они очень быстро учатся. Особенно мне запомнился один грызун, который отлично усвоил правила игры – запомнил, за какой шторкой искать орех. На экзаменах он ни разу не ошибся, – вспоминает Софья Пантелеева. Известный специалист по поведению животных Инга Полетаева, ознакомившись с экспериментами новосибирских коллег, назвала этих грызунов «академиками мышиного мира».

В тезисах к конференции ученые отметили, что протосчет, то есть способности к оценке количества с точностью до единицы, ранее были показаны на шимпанзе, муравьях и цыплятах. О соответствующих способностях грызунов до сих пор ничего не было известно.

Сейчас в лаборатории проводят эксперименты с другими видами грызунов: джунгарскими хомячками и полевками.

— Пока мы не выявили у этих грызунов тех способностей к счету, что продемонстрировали полевые мыши. Но, может быть, они еще себя покажут, – говорит Софья Пантелеева.

Исследования были поддержаны грантом РНФ 14-14-00603

Фото предоставлено Софьей Пантелеевой

Дина Голубева



Последняя редакция: 08.12.2016 10:01